Леонид Липсиц — фигура для отечественной сферы автомобильных грузовых перевозок более чем известная и уважаемая. Летом 2018 года он перешел на работу в Минтранс Дагестана и в то же время сохранил за собой место в составе Межотраслевого экспертного совета (МОЭС).
В интервью редакции ГиД авторитетный специалист рассказал о своем новом фронте работы, специфике автотранспортной отрасли в южном регионе и оценил появление нового законопроекта о грузовых автоперевозках.
– Леонид Моисеевич, летом 2018 года вы перешли на работу в Минтранс Дагестана. Какие вопросы вы курируете в транспортном комплексе региона?
– Меня пригласили на работу в Дагестан на должность первого заместителя министра и поэтому круг курируемых направлений достаточно широк. Практически это все виды транспорта, вопросы безопасности и организации дорожного движения.
– В чем специфика местного рынка автомобильных грузоперевозок? Есть ли в регионе крупные перевозчики?
– Спецификой региона является то, что в нем практически отсутствуют автопредприятия грузового транспорта в классическом понимании: чтобы была собственная территория, собственный парк транспортных средств, присущие службы медицинского контроля, охраны и т. д.
Фактически республиканский парк грузовых автомобилей состоит из автомобилей, принадлежащих индивидуальным владельцам. Это создает определенные проблемы в организации их работы в соответствии с установленными нормативами и делает работу отрасли менее прозрачной в экономическом и финансовом отношении.
Перевозки грузов внутри государства формально контролируются, а на практике это своего рода черный ящик.
– В каком состоянии находятся местные сети федеральных и региональных автодорог? Насколько они отвечают современным требованиям? Ведется ли работа по их улучшению, расширению?
– В настоящее время в республике проводится эффективная работа по наведению порядка в строительстве, ремонте и содержании дорог. Достаточно сказать, что по итогам 2018 года только на упорядочивании системы применения расценок было сэкономлено более 2 млрд руб., а это значительная сумма для Дагестана.
В горном кластере идет масштабная реконструкция дорог, задача которой обеспечить удобное автомобильное сообщение с самыми отдаленными районами и поселками. На равнинной части республики приводится в нормативное состояние и развивается дорожная сеть, составляющая основу транспортного коридора Север — Юг. Огромное спасибо за это федеральному центру и особенно Министерству транспорта России!
Также успешно реализуется федеральная программа «Безопасные и качественные дороги», благодаря которой обновляется городская улично-дорожная сеть, что было невозможно еще несколько лет назад.
Если оценивать сегодняшнее состояние региональных автодорог, я бы отметил значительные успехи, достижение определенного уровня стабильности и гарантии развития при более эффективном и бережливом методе хозяйствования.
Спецификой является то, что в регионе практически отсутствуют предприятия грузового транспорта в классическом понимании. Это создает определенные проблемы.
– В начале февраля в Госдуму был внесен проект закона об организации грузовых автоперевозок в России, и, вероятно, вы уже ознакомились с его содержанием Выделите, пожалуйста, ключевые достоинства и недостатки документа.
– Считаю, что указанный проект закона актуален и его последующее принятие станет одним из этапов наведения порядка в сфере грузовых автомобильных перевозок. Сегодня данный сектор рынка транспортных услуг практически предоставлен сам себе, за исключением сектора международных перевозок, где осуществляется государственное регулирование.
Перевозки грузов внутри государства формально контролируются, а на практике это своего рода черный ящик. Законодательное введение элементов упорядочения позволит грузовым автомобильным перевозчикам создать нормальную конкурентную среду и работать в понятном правовом поле. А контролирующим органам — повысить эффективность своей работы и эффективно воздействовать на безопасность перевозочного процесса.
– Леонид Моисеевич, как вы оцениваете работу МОЭС?
– Работу МОЭС я оцениваю очень положительно. Это площадка для свободного выражения своего профессионального мнения не только перевозчиков и транспортных организаций, но и, что не менее важно, организаций потребителей транспортных услуг. Я неоднократно убеждался, что именно в таком взаимодействии возможно найти оптимальные отраслевые решения и выработать стратегию дальнейших действий, направленную на повышение качества транспортного обслуживания по всем составляющим аспектам.