В антимонопольной службе уверены: необоснованный запрет на перевозки недопустим
Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП) сообщила ФАС о том, что в 19 регионах России приняты нормативные акты, ограничивающие автомобильные грузоперевозки по региональным автодорогам. С весенними ограничениями антимонопольная служба сталкивается не в первый раз: ей уже приходилось выносить предупреждения как муниципальным органам, так и Минтрансу.
Предупреждение о недопустимости ограничений на перевозку смазочных материалов и специальных жидкостей по федеральным трассам в период весенней распутицы было вынесено транспортному ведомству в начале января 2018 года.
Минтранс отнесся к предупреждению серьезно и отменил ограничения не только для вышеуказанной группы товаров, но и для всего грузового автотранспорта в целом. С тех пор федеральные трассы на просушку не закрываются.
В регионах ограничения вводят разные органы власти, контролируют которые региональные управления ФАС. В прошлом году в некоторых субъектах федерации антимонопольщики вынесли предупреждения о недопустимости ограничений для отдельных групп товаров или перевозчиков. Предписания службы выполнялись, но до полной отмены ограничений дело не дошло.
Похоже, что на этот раз ФАС настроена серьёзнее. На официальном сайте службы появилось сообщение, в котором указано, что обращение АСМАП принято к сведению, а в территориальные управления направлены поручения об усилении контроля за органами власти, которые уполномочены принимать решения о введении сезонных ограничений. В тексте также приводится цитата замруководителя ФАС Анатолия Николаевича Голомолзина:
«В рамках реализации Указа Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной политики по развитию конкуренции» необходимо обеспечить свободное перемещение товаров, проводить работу, направленную на снятие ограничений на перевозку грузов по автомобильным дорогам с учетом примера проведенной работы Минтрансом России в части снятия ограничений на перевозку грузов в весенний период»
Остаётся открытым вопрос: выступает ли служба против весенних ограничений в целом или только против тех, которые действуют в отношении определенных перевозчиков и товарных групп? Мы отправили запрос в ФАС и обязательно расскажем об ответе антимонопольный службы.
Кому мешают ограничения и зачем они нужны?
В АСМАП нам рассказали, что весенние ограничения создают значительные трудности для международных автоперевозчиков.
- Пересечь границу во многих случаях можно по федеральной трассе, это не основная проблема. Но почти все склады и многие производства находятся на региональных дорогах. Чтобы вывезти российскую экспортную продукцию за рубеж, приходится платить деньги и получать специальные разрешения – только для того, чтобы проехать от склада до федеральной трассы, - объяснил наш собеседник в ассоциации.
Для внутрироссийских перевозчиков ограничения также обременительны. Ассоциация включила в список регионов, переданных ФАС, и те субъекты федерации, в которых ограничения были введены для всех без исключения перевозчиков.
- В регионах не хватает средств на ремонт и строительство дорог. Считается, что в весенний период в связи с переувлажнением основания дороги дорожному полотну наносится наибольший вред. На этот счет существуют разные мнения, но регионы под предлогом сохранения дорог, а также для получения дополнительных средств на их содержание, ограничивают движение, - пояснили в АСМАП.
Пока никакой реакции на предупреждение ФАС от региональных властей не последовало. Сегодня, 15 марта вступили в силу весенние ограничения в Курской области. На следующей неделе к ней присоединятся другие регионы России.