26 тысяч водителей намерены блокировать грузоперевозки по всей стране. Чего они хотят добиться? И есть ли у них шансы на успех?
Зарплата дальнобойщиков в США по российским меркам кажется огромной; более того, в последние годы из-за нехватки водителей она постепенно растёт. Но всё познаётся в сравнении: по информации Business Insider, оклад американских водителей с 1981 года снизился на 21%. Госрегулирование отрасли за прошедшие годы значительно усилилось (особенно это касается режима труда и отдыха), а престиж профессии, представителей которой раньше называли рыцарями дорог, упал.
«Black Smoke Matters» («Чёрный дым имеет значение») – это группа дальнобойщиков, решившая изменить сложившееся положение дел. 12 апреля её члены намерены устроить стачку и перекрыть дороги по всей стране.
Как много водителей присоединится к забастовке? Вопрос открытый; в соответствующей группе в Facebook состоит более 26 тысяч пользователей, но вряд ли все до одного решат присоединиться к протестной акции.
Название «Black Smoke Matters» – это напоминание о старых добрых днях, 1970-1980 годах, когда профессия водителя была престижной, а об экологических стандартах никто не думал, и грузовики, колесящие по дорогам США, извергали клубы черного дыма. А еще это игра слов, отсылка к названию интернационального движения «Black Lives Matter», выступающего против насилия в отношении афроамериканцев.
Профсоюзы под запретом
Менее 10% из 1,8 млн водителей большегрузов в США являются членами профсоюзов. Работающим на себя частникам вступать в профсоюзы запрещено законом. Это мешает им отстаивать свои права. Голос водителей часто остаётся неуслышанным – особенно когда политики принимают новые законы, так или иначе влияющие на отрасль.
«Black Smoke Matters» – группа в Facebook, участники которой пытаются решить эту проблему. Группа в соцсети – не профсоюз; запретить её деятельность власти не могут. Растёт «Black Smoke Matters» стремительно: еще в январе в ней состояло 15 тысяч человек, а к началу апреля их число перевалило за 26 тысяч.
12 апреля участники группы собираются остановить грузоперевозки на всей территории США. Каким образом? Некоторые водители просто останутся дома и не выйдут на работу. Другие припаркуют свой грузовик на стоянке и устроят себе внеплановый выходной.
Самые отчаянные дальнобойщики готовы блокировать автострады, чтобы полностью остановить движение по ним.
«Каждый решает сам, но нам бы хотелось, чтобы в акции поучаствовали все члены группы», - рассказывает вице-президент движения Лори Франклин. – «Мы хотим, чтобы все грузовики остановились».
У дальнобойщиков из «BSM» есть целый список требований. Одной из главных проблем они называют внедрение ELD, электронных «логбуков» - устройств, отслеживающих соблюдение водителем режима труда и отдыха. Мандат о ELD был принят в 2017 году; водители и предприниматели не обрадовались усилению контроля. В статьях двухлетней давности можно найти апокалиптические прогнозы, согласно которым до 27% «частников» и небольших компаний должны были уйти из бизнеса. Эти прогнозы не оправдались, однако жизнь перевозчикам «американские тахографы» всё-таки усложнили.
Facebook вместо профсоюза
Эксперты не верят в успех планируемой забастовки.
– Я очень удивлюсь, если эта акция протеста поможет водителям что-то изменить, - рассуждает профессор экономических наук Майкл Белзер. – Боюсь, что организовать эффективную забастовку в Facebook невозможно.
Стив Висчелли, социолог из Университета Пенсильвании, напоминает, что забастовки водителей, организованные в соцсетях, за последнее десятилетие происходили неоднократно. Они не приводили к каким-либо переменам – но это не значит, что так будет всегда.
И если «BSM» преуспеют 12 апреля, это будет не первый случай, когда скептики окажутся неправы. Прецеденты уже были, правда – много лет назад. В 1973-1974 годах водители организовали масштабную забастовку, скоординировав свои действия с помощью обычных раций. В знак протеста против стремительно дорожающего топлива американские «частники» несколько раз останавливали движение на хайвеях, полностью их блокируя. Тогда требования водителей были выполнены.
– Группы в социальных сетях могут стать своеобразной заменой профсоюзам. С их помощью водители могут выдвигать требования и высказывать свое мнение о том, что происходит с отраслью, - резюмирует Висчелли.
Как режим труда и отдыха мешает отдыхать
В Business Insider полагают, что название «Black Smoke Matter» выбрано неспроста: оно может использоваться как заигрывание с гражданами, поддержавшими движение «Black Lives Matter», предлог присоединиться к водителям в борьбе «за всё хорошее против всего плохого».
- Сообщения в группе «BSM» непонятны широким массам, - отмечает Белзер. – Незнакомые с грузоперевозками люди ничего не знают о ELD, связанном с ним законодательстве и режиме труда и отдыха. Общественность не поддержит дальнобойщиков в этом вопросе. Со стороны идея контроля за режимом труда и отдыха водителя выглядит вполне разумной.
Идея действительно разумная, но её реализация сопряжена с различными трудностями. Большинство дальнобойщиков, соблюдающих режим труда и отдыха, ежедневно работают в одно и то же время. В одно и то же время они заезжают на парковки, чтобы отдохнуть, и зачастую не находят свободных мест. Такие неочевидные неудобства мешают водителям работать.
– ELD – это всего лишь симптом более серьезной проблемы, плохого отношения к водителям, - уверен Висчелли. – Дальнобойщикам будет чертовски трудно справиться с ней, потому что они фактически не имеют права на самоорганизацию.
Однако руководство BSM настроено более оптимистично. Группа готовится к забастовке: активисты расклеивают агитационные материалы на грузовых парковках. Водителей убеждают принять участие в стачке разными способами. Один из главных доводов – для этого не нужно ничего делать; достаточно просто взять выходной и остаться дома.
«Они отправятся в тюрьму»
Далеко не все водители разделяют взгляды BSM.
– Я уверен, что хорошие идеи не требуют насильственного принуждения, проявления агрессии и блокирования дорог, - утверждает Крис Полк, водитель с 20-летним стажем. – Нельзя отказываться от работы, за которую вы уже взялись.
– Они («BSM») – кучка преступников, повстанцев. Все они будут обвинены в терроризме и отправятся в тюрьму, - говорит Джонатан Дженкинс, владелец небольшого автопарка.
В США большегрузы перевозят около 71% всех товаров. Продукты питания, вода, медикаменты доставляются в магазины и социальные учреждения на грузовиках. Если «BSM» удастся парализовать движение на дорогах страны хотя бы на несколько дней, магазинные полки могут опустеть. Возникнет риск дефицита медицинских принадлежностей – шприцев и катетеров в больницах и поликлиниках. Срок годности отдельных радиоактивных препаратов для лечения онкологических заболеваний составляет считанные часы, поэтому некоторые водители считают саму идею забастовок аморальной.
– Возможность дефицита продуктов питания и отсутствия медикаментов вызовет ужас у широкой публики, – утверждает водитель Чад Тиг. – Неправильно прекращать доставку грузов только из-за того, что мы хотим, чтобы нас услышали.
Но главная причина, которая, по мнению Тига, приведёт к неудаче протестующих – это деньги.
- Почти у всех водителей есть семьи, о которых нужно заботиться. Они вряд ли смогут позволить себе поставить грузовик на стоянку и взять хотя бы один лишний выходной: им нужны деньги, чтобы содержать семью.