Стоимость автоперевозок растёт медленнее, чем издержки перевозчиков. Причина тому – демпинг, для одних игроков ставший орудием в войне с конкурентами, а для других – отчаянной попыткой удержаться на плаву.
Автомобильные грузоперевозки перестали быть высокодоходным бизнесом с низким порогом вхождения. Жесткое регулирование со стороны государства, рост цен на топливо и запчасти существенно усложнили жизнь перевозчиков. При этом компенсировать возникшие издержки за счёт повышения тарифов удаётся не всегда: конкуренты могут ответить демпингом и переманить клиентов. Поэтому повышение цен на автоперевозки не сопоставимо с ростом цен на другие товары и услуги, в том числе на перевозки грузов другими видами транспорта. Например, в проблемном 2015 году (когда уровень инфляции составил 12,9%) автоперевозки подорожали на 7,3%, в то время как перевозки другими видами транспорта прибавили в цене более ощутимо.
2018 год также выдался непростым: упал курс рубля, выросли цены на топливо, правительство объявило о повышении НДС, а уровень инфляции по данным Росстата составил 4,3%. Тарифы на автоперевозки при этом выросли на 2,5%, опять продемонстрировав наименьший рост среди других видов перевозок.
И в 2015, и в 2018 годах рост тарифов на автоперевозки был значительно ниже уровня инфляции.
Наибольшие возможности для демпинга имеют крупные компании, обладающие собственными автопарками. Перевозчики федерального уровня, доминируя на популярных маршрутах, постепенно усиливают присутствие в регионах. О примере такой экспансии и её последствиях недавно рассказал перевозчик из Приморского края Игорь Гладких:
– У нас отобрали груз на запад. Наши же и отобрали: едут с Москвы, с Новосибирска. Все едут <из Приморья> до Хабаровска за 50 тысяч рублей, а «западники» везут за 30. На запад наши ходят до Омска, Новосибирска за 250, а эти – за 120.
Такое положение дел значительно усложняет работу небольших перевозчиков и способствует росту социальной напряженности. Всё чаще индивидуальные предприниматели и «частники» упрекают своих коллег в чрезмерном занижении ставок.
Тарифы на экспресс-доставку
На рынке экспресс-доставки рост тарифов также замедлен из-за жесткого демпинга. Крупные игроки индексируют тарифы ежегодно, во время новогодних праздников, в то время как небольшие компании могут увеличивать стоимость доставки несколько раз в год; и те, и другие действуют осторожно, с оглядкой на конкурентов.
Большая часть компаний, специализирующихся на экспресс-доставке, не имеет в своём автопарке машин для дальнемагистральных грузоперевозок. Лишь у некоторых операторов есть фуры, которые работают на коротком или среднем плече на самых востребованных направлениях. Для доставки в удалённые регионы компании часто прибегают к помощи сторонних перевозчиков, иногда заключая с ними партнёрские соглашения. Из-за этого тарифы на доставку в одном направлении могут сильно различаться: самую выгодную цену предложит тот оператор, у которого налажены контакты с местными перевозчиками. Если же контакты не налажены, компания не откажет клиенту в услуге – но за доставку небольшой коробочки возьмёт с него круглую сумму.
Непредсказуемое ценообразование
В автомобильных грузоперевозках десять крупнейших игроков, по данным MegaResearch, занимают не более 16% рынка. В сфере экспресс-доставки, тарифы на которую напрямую связаны со стоимостью автоперевозок, есть лидер (это DHL Express, занимающая около 20% рынка), конкурирующий с несколькими крупными игроками (доля каждого из которых составляет около 10%) и с десятком меньших компаний, претендующих, тем не менее, на статус федеральных.
Для обоих рынков характерно отсутствие монополии и, как следствие – высочайший уровень конкуренции, не позволяющий операторам поднимать тарифы соразмерно инфляции.
– Еще одна особенность рынка – это непредсказуемость ценообразования, - рассказывает представитель компании SIMIMILI Наталья Александровна. – Компании могут менять тарифы в зависимости от различных факторов. К примеру, оператор, у которого нет конкурентов на одном из направлений, может существенно завысить стоимость доставки, а затем опустить её, узнав о том, что другие компании собираются усилить влияние в регионе.
На помощь логистам приходят онлайн-сервисы
Несмотря на непредсказуемое ценообразование, логисты и диспетчеры не испытывают проблем с поиском оптимальных тарифов: информация о них находится в открытом доступе.
– Даже на одном направлении тарифы разных перевозчиков могут очень сильно различаться в цене, - рассказывает Наталья. – Для того, чтобы логистам не приходилось тратить время и рассчитывать стоимость доставки у каждой компании отдельно, был создан агрегатор тарифов – SIMIMILI. Этот сервис самостоятельно «опрашивает» всех известных грузоперевозчиков и операторов экспресс-доставки и позволяет за считанные секунды найти самое выгодное предложение.
SIMIMILI не только находит лучшие тарифы, но и предоставляет точную детализацию стоимости доставки (показывает, какие услуги в неё входят), а также позволяет отслеживать отправления, оформленные у разных операторов, в одном личном кабинете.
Стоимость доставки на SIMIMILI может быть даже ниже, чем у перевозчика: сервис самостоятельно отказывается от навязываемых предложений вроде смс-уведомлений.
- Мы хотели сделать сервис, который позволит логистам тратить время на работу, а не на расчёт одной и той же перевозки на десяти разных сайтах, - объясняет Наталья.
SIMIMILI – это идеальное решение для бизнеса (интернет-магазинов, небольших и средних производств, логистических и других компаний) и частных лиц, периодически отправляющих посылки или корреспонденцию по России. Найти самый выгодный тариф совсем несложно: загляните на сайт SIMIMILI и убедитесь в этом.