О первых шагах в сфере грузоперевозок и выборе, который должен сделать начинающий водитель, рассказывает дальнобойщик Алексей Гатилов.
Стоит ли начинать работать в сфере грузоперевозок? Попробую ответить на этот вопрос, основываясь на собственном опыте. В моей жизни грузоперевозки - основное занятие, которое приносит доход мне и моей семье.
Если вы решили заняться грузоперевозками (стать частником или устроиться водителем в организацию), лучше начать с меньшего. В любом случае водителю, только что получившему категорию С, категорию Е сразу не дадут: придётся подождать как минимум год. За это время можно получить ценный опыт.
Я живу в Санкт-Петербурге и знаком с людьми, которые работают и на малотоннажных автомобилях, и на пятитонниках, и на 20-тонных фурах. Я начал свою карьеру с пятитонника, миновав «полуторатонную» ступень, а затем пересел на 20-тонный грузовик.
На каждом из этих «уровней» есть свои нюансы.
Если вы будете работать на маленькой машине, вам придется ездить очень активно. В Петербурге ГАЗели выполняют по 7, 8 а то и 10 доставок в день! Люди работают как белки в колесе, стоят в пробках, крутятся как могут. У пятитонников заказов меньше: от 3 до 5 в день. На большегрузах это, обычно, один заказ, если вы ездите не на дальнем плече, а по городу и области. Если вы работаете с постоянными клиентами и процедура загрузки и выгрузки отлажена, то можно успеть сделать два. Три заказа в день на фуре – исключительно редкий случай.
Заработать на большегрузе, конечно, получается больше – но велики и расходы на его содержание.
Нельзя сравнивать ГАЗель, везущую 3 тонны и фуру, везущую 20 тонн. Колесо для фуры дороже, чем для ГАЗели, в 6-7 раз. Запчасти для большегрузов также в разы дороже.
Не стоит забывать о сложности управления грузовиком: вождение фуры требует постоянной концентрации внимания. Водитель большегруза всегда должен знать, что происходит вокруг его машины, постоянно следить за зеркалами. Грузовик большой, все норовят его обогнать, подрезать, проскочить вперёд. У фуры, как и у трамвая, есть вынос. Если на маленькой машинке вы четко входите в поворот, то на большой приходится следить за выносом, его радиусом.
Возникает масса трудностей с подъездами.
Мы, большегрузы, как большие каракатицы – неуклюжие и неповоротливые.
На трассе современные грузовики спокойно разгоняются до сотни, но на дорогах общественного пользования, на пунктах загрузки и выгрузки мы очень медлительны. Нам нужно, чтобы было сухо, чисто. Незначительный подъем перед переездом, небольшой уклон в гололед и мокрый снег превращаются в труднопреодолимое препятствие: колёса буксуют, проскальзывают.
Чем больше может увезти грузовик, тем он дороже. Если потрепанную жизнью ГАЗель можно взять буквально за 100 тысяч, то 20-тонник будет стоить гораздо больше. У меня, правда, есть знакомый, который недавно купил тягач Iveco Eurostar 99 года с прицепом-контейнеровозом за 400 тысяч рублей. Вы, наверное, представляете, в каком состоянии находится эта машина. Такую покупку может позволить себе только тот человек, который уверен, что сумеет привести машину в божеский вид и заставит работать должным образом.
Стоимость более-менее приличного тягача в сцепке начинается с полутора миллионов. И это будет далеко не самый лучший вариант, не тот автомобиль, на который вы сядете и не будете знать проблем. Технике придется уделить массу внимания, устранить многочисленные недочеты. Ну а если вы хотите сесть и поехать без проблем, ходить чистеньким, не занимаясь ремонтом ТС – готовьтесь выложить более 3 миллионов рублей. Такая машина действительно не будет приносить вам проблем, если регулярно обслуживать её и не «запускать».
Вывод: если у вас сумма до миллиона, то я бы посоветовал рассматривать грузовой транспорт малой тоннажности, до 5 тонн.
Прежде чем покупать грузовик, нужно понять, что вы будете на нем возить. Какой выбрать кузов? Цельнометаллический? Термос? Рефрижератор? Тент или открытая площадка? Я живу в Санкт-Петербурге и могу сказать, что у нас можно на любое транспортное средство найти работу.
Важный вопрос – чем вы готовы и чем вы хотели бы заниматься. Если вы купите прицеп с открытой площадкой или бортовым кузовом, то будете работать преимущественно со стройками, с производствами стройматериалов. Грузиться придется на заводах, стройбазах, в промзонах.
Рефрижератор – это очень интересная и очень заманчивая идея. Как правило, загрузки и погрузки у рефрижераторов происходят в специально оборудованных местах (хотя и тут бывают исключения). Лазать по стройкам по колено в грязи не придётся. Но возникает ответственность за соблюдение температурного режима: оборудование должно быть исправно.
Тентованный полуприцеп – универсальный вариант: с ним я могу ездить по стройкам, ведь шторы сдвигаются с двух сторон. Я могу откинуть крышу для крана или просто открыть задние ворота. Я привык к задней погрузке и выгрузке. Во время погрузки я спокойно сижу в кабине, занимаюсь своими делами, затем проверяю, как меня загрузили, закрепляю груз и еду. Если найти такую загрузку не удаётся, я смотрю заказы, в которых нужно открывать крышу или боковину.
Чем универсальнее транспортное средство, тем больше возможностей найти подходящий заказ. Тент может работать как шаланда, возить бытовую технику и товары народного потребления.
А вот шаланда себе такого позволить не может – в лучшем случае водитель укроет размещенный на ней груз пологом, но не каждый заказчик на это согласится. Да и вместимость у тентованного прицепа гораздо выше.
* * *
Работа дальнобойщика – это тяжелая мужская работа, требующая сильных рук и крепких нервов. Она не обходится без матерного словца, а иногда и без ста грамм после тяжелой смены. Поэтому я предупреждаю: крепко подумайте, на что вы идете и надо ли вам это.
Есть еще один важный аспект: грузовой транспорт на дороге является источником повышенной опасности, который в случае внештатной ситуации может стать источником больших-больших проблем.
Но если желание стать водителем большегруза сильнее сомнений – действуйте. Если вы на это настроены, то нужно поработать. В любом случае, не попробовав, вы никогда не поймете, ваше это дело или нет.
Есть и ложка дёгтя: проработав определенное время, вы привыкнете к работе, к обществу, к этой сфере деятельности. Вы начнете думать, что это и есть ваше призвание, и желание пробовать что-то другое отпадёт.
Говорю об этом, основываясь на личном опыте. Я уверен, что мог бы попробовать себя в других сферах: быть строителем или еще кем-то. Но я завязался с этой профессией, влился в неё, пустил корни – и теперь не хочу менять на что-то другое.