Активисты утверждают: это не древнейшая в мире профессия – это древнейший вид работорговли.
Когда Гарри Смит проходил обучение в автошколе, один из его однокурсников спросил у инструктора:
- Что делать с женщинами, которые болтаются на стоянках для большегрузов и стучатся в двери, предлагая себя?
Инструктор посоветовал любознательному ученику приобрести наклейку с надписью «No Lot Lizzards» (lot lizzards – грубый жаргонизм, обозначающий проституток, работающих на стоянках для грузовиков). Такие наклейки действительно продаются в США и наглядно демонстрируют актуальность проблемы, с которой сталкивается буквально каждый водитель большегруза.
В скором времени Гарри Смит получил коммерческие права и стал дальнобойщиком. Однажды он отдыхал на трак-стопе в Индианаополисе. Среди ночи его разбудил стук в дверь. На улице под проливным дождём стояла девушка, на вид ей было 15-16 лет.
- Вам не нужна компания? – спросила она.
- Нет, уходи! – ответил Смит, изрядно рассерженный столь ранним пробуждением.
Водителю, однако, запомнилась незваная гостья. «Её лицо было абсолютно безэмоциональным, безжизненным. А взгляд у неё был как у куклы. Я тогда подумал: она сама сделала свой выбор – и забыл о ней».
Спустя шесть лет дальнобойщик вновь вспомнил об этой девушке, посетив музей, посвященный проблеме проституции. Этот музей, располагающийся прямо в прицепе большегруза, создан организацией «Truckers against Trafficking» (TAT, «Дальнобойщики против торговли людьми»). Ознакомившись с экспозицией,
водитель задумался о том, что девушка, которой по возрасту положено ходить в школу, вряд ли будет торговать собой добровольно, а заработанные деньги она, скорее всего, не сможет оставить себе.
- Я понял, что это не самая старая профессия в мире. Это вообще не профессия, эти люди рабы, – рассказывает водитель. – Из-за недостатка знаний, а может и из-за собственного эгоизма я не дал ей возможности спастись, и теперь мне придётся с этим жить. Я подвёл её.
Сегодня на тягаче мистера Смита другая наклейка: эмблема ТАТ с надписью «Нужна ли вам помощь?» и телефоном горячей линии по борьбе с торговлей людьми. Водитель стал активистом организации и ведёт пропаганду среди своих коллег, рассказывая им о подневольном положении девушек, занимающихся проституцией.
По данным статистики, в 2016 году во всём мире насильственной сексуальной эксплуатации подверглись 4,8 миллиона человек. Индустрия торговли людьми обладает высокой капитализацией: в 2014 году её оборот составлял 99 млрд. долларов. Прибыльность криминального бизнеса вполне объяснима: продать пакет с героином или пистолет можно единожды, в то время как сексуальные услуги могут продаваться несколько раз в день.
В наши дни проституция уходит в интернет; всё чаще встречи назначаются с помощью социальных сетей или веб-приложений. Но остановки для грузовиков являются исключением.
– На некоторых стоянках проституток можно видеть каждый день, - рассказывает Ариан Тейлор, дальнобойщик, получивший премию ТАТ в 2018 году за помощь молодой девушке, постучавшейся в дверь его тягача. – Например, два тракстопа в Онтарио с огромной вместимостью, до 1000 грузовиков. Если у сутенера есть 10 девушек, он заработает приличную сумму за одну ночь.
Среди девушек, занимающихся проституцией на грузовых стоянках, встречаются несовершеннолетние. Их немного, однако именно такие случаи привлекают особое внимание. В ТАТ считают, что это не совсем правильно.
– Общественная реакция сильно смягчается, когда жертва торговли людьми становится взрослой, – рассказывает Килла Ланье, соучредитель организации. – Но совершеннолетним девушкам тоже нужна помощь.
Для торговцев людьми водители грузовиков являются целевой аудиторией. ТАТ активно взаимодействует с грузоперевозчиками, занимается пропагандой среди водителей грузового и пассажирского транспорта, пытается действовать на упреждение, разрабатывая образовательные программы для работников нефтяной отрасли, которым также приходится много колесить по стране и ночевать на грузовых стоянках.
– Дальнобойщики это глаза и уши дорог, они могут сыграть решающую роль в борьбе с проституцией,
– рассказывает Брэдли Майлз, исполнительный директор проекта Polaris, горячей линии, принимающей обращения по вопросам торговли людьми. – В любой момент на дорогах США находится несколько миллионов водителей. Если они будут бдительны, если будут обращать внимание на каждый подозрительный случай, проституцию удастся победить.
После прохождения курсов ТАТ дальнобойщики смогут лучше понимать женщин, которых они называют «ящерицами».
– Обычно вы сразу сможете заметить, что с женщиной что-то не так, - рассказывает Ариан Тейлор. – Она скована, в ней нет уверенности. Спросите: откуда вы? Что здесь делаете? Нужна ли вам помощь? Если прямого ответа получить не удастся, следует позвонить на горячую линию: делом займется полиция.
За всё время работы горячая линия ТАТ перевела на полицию более тысячи звонков, по факту обращений было открыто 612 дел с участием 1133 пострадавших. Государственные органы активно взаимодействуют с организацией.
В 8 штатах водитель, не прошедший обучение ТАТ, не сможет получить коммерческие права.
Чтобы бороться с проституцией, не обязательно становиться активистом.
– Водители могут просто не пользоваться услугами проституток, этого вполне достаточно, – рассказывает мистер Майлз. – Но сокращение спроса не такая уж и простая работа. Согласитесь, неловко начать разговор на эту тему, оказавшись с коллегами за столиком придорожного кафе.
Для снижения спроса ТАТ проводит информационную кампанию. На сайте организации размещены красочные баннеры: грозные водители с серьезными лицами объясняют читателю, почему нельзя покупать сексуальные услуги.
Говорить о скорой победе над торговлей людьми в США, конечно, не приходится, однако результаты деятельности общественной организации можно назвать заметными. Деятельность ТАТ широко освещается в СМИ, каждый день к ней присоединяются неравнодушные водители грузовиков. Возможно, рано или поздно дальнобойщики смогут добиться своей цели, и проституция на американских дорогах станет частью истории.