← Коммерческий транспорт

Тоскуя по «собачьей будке»: почему Америка отказалась от бескапотных тягачей

YouTube

В Европе капотный тягач – большая редкость. В России они встречаются чаще, но всё равно немногочисленны. А вот в США всё наоборот: на американских хайвеях правят бал капотные большегрузы с огромными спальниками. Но так было не всегда.

Когда-то и в Америке были популярны бескапотные тягачи. В середине ХХ века длина автопоезда в США была ограничена 65 футами (~20 метров): находящиеся в стесненном положении, производители были вынуждены экспериментировать с компоновкой агрегатов, прятать двигатель и коробку передач под кабиной водителя.

Такая компоновка влекла за собой определенные неудобства. После долгого дня, проведённого за рулём большегруза, выбраться из бескапотного тягача было непросто. Обычно на кабине располагалась длинная ручка, напоминающая пожарный шест. Ловкие водители съезжали по нему на землю, выпрыгивая из кабины (такой стиль назывался «тарзанским»). Были, конечно, и ступеньки.

Бывалые дальнобойщики с ностальгией вспоминают о бескапотных грузовиках. Впрочем, хоронить их рано. На хайвеях США они до сих пор встречаются, хоть и нечасто.

Почему же «бескапотники» потеряли свою популярность? В 1976 году ограничение по длине автопоезда было увеличено до 75 футов (22,8 м.), а в 1982 году новый закон стал ограничивать длину прицепа: требования к тягачам и вовсе были упразднены. У производителей появилось практически неограниченное пространство для маневра: они быстро переключились на выпуск капотных тягачей. Сегодня в США производится всего одна модель бескапотного большегруза повышенной проходимости. И хотя в средне- и малотоннажном сегменте бескапотники весьма распространены, на длинном плече они практически не используются. 

Сняты с производства, но не забыты

В последнее время в США бескапотные магистральные тягачи всё чаще можно заметить на выставках и фестивалях, куда их привозят в качестве ретро-техники. Любители грузовых автомобилей и профессиональные дальнобойщики живо интересуются историей и моделями раритетных грузовиков.

Для кого-то старомодные большегрузы Kenworth, Peterbilt, Freightliner и других марок – это возможность прикоснуться к истории машиностроения, а для кого-то память о старых добрых днях, когда профессия дальнобойщика считалась престижной, а зарплата высокой.

https://www.truckinginfo.com

Отличительные особенности бескапотных грузовиков

Одно из главных преимуществ бескапотного грузовика – отличная видимость, обусловленная их большой высотой, и меньшее (в сравнении с капотными большегрузами) количество слепых зон.

Еще одно преимущество – маневренность. Габариты бескапотника позволяли водителю гораздо свободнее чувствовать себя в плотном потоке легковушек или во время загрузки. Радиус поворота у такого грузовика тоже меньше. Именно поэтому бескапотники так популярны в России и Европе.

А вот расположение спальника оставляло желать лучшего: вход в него располагался за спиной водителя, между сиденьями. Дальнобойщикам приходилось вставать на сидение и забираться в спальник каждый раз, когда оттуда нужно было что-то достать.

Удобными американские бескапотники 60-70 годов также не назовешь. Ездить на них некомфортно из-за короткой колесной базы и передней оси, расположенной прямо под сиденьем водителя, а зимой в кабине чертовски холодно – изоляция в те времена оставляла желать лучшего. По этой же причине в кабине было довольно шумно.

Перед ремонтом бескапотного тягача внутри приходилось наводить порядок. Подъем кабины позволял получить удобный доступ к мотору, но всё, что находилось внутри кабины и спальника при подъеме оказывалось на лобовом стекле.

Бескапотные тягачи, безусловно, проигрывали по безопасности капотным большегрузам, моторный отсек которых становился барьером между водителем и препятствием в случае ДТП. Нынешние бескапотники безопаснее своих предшественников, но с капотными тягачами сравниться по безопасности для водителя они не могут.

Автор блога Smart Trucking вспоминает о самых известных марках бескапотных грузовиков 60-70 годов:

«У тягачей Kenworth спальник располагался выше водительского сидения и с виду напоминал собачью будку, но был достаточно удобным и вместительным. Freightliner’ы были очень холодными: печки не справлялись с обогревом, и водителям приходилось одеваться потеплее. У GMC было огромное лобовое стекло, казалось, что едешь не в грузовике, а в автобусе. А самыми комфортными и роскошными были Peterbilt’ы»

Сегодня бескапотные тягачи в США можно встретить благодаря любителям ретро-техники и ветеранам грузоперевозок, которые не спешат избавляться от любимых машин, несмотря на их преклонный возраст. 

Kenworth K100: расположенный сверху спальник с отдельным окном дальнобойщики называли "собачьей будкой". 

Peterbilt 352: хорошо видна ручка, держась за которую лихие водители могли за одно мгновение спрыгнуть из кабины. 

International Cabover

Diamond Reo Royale - тягач редкой марки Diamond Reo, которая прекратила своё существование в 2013 году.