Правда ли, что дальнобойщики вооружены до зубов и регулярно пользуются услугами женщин легкого поведения? Верят ли они в плохие приметы, стоят ли горой друг за друга? На эти и другие вопросы отвечают профессиональные водители.
Миша – дальнобойщик с приличным стажем, а по совместительству автор YouTube-канала Trucks TV. Вместе со своим коллегой Витьком он собрал самые распространенные мифы о работе водителя и прокомментировал их, а заодно ответил на вопросы подписчиков.
Миф первый: дальнобойщики стали меньше помогать друг другу, а рацию используют лишь для того, чтобы материть коллег и продавать солярку.
Витёк: это полная правда!
Михаил: да, я могу подтвердить. А если ты ломаешься на трассе, то останавливаются в основном те самые нелюбимые многими «арбуз-трансы», убитые камазы, которые возят овощи. Эти ребята никогда не проезжают мимо, всегда выручают. Пламенный им привет в Дагестан – там дальнобойное братство сохранилось. А в нашей полосе – нет. В десятом году у меня стуканул движок в районе Воротынца (Нижегородская обл.) – я в рацию орал в районе двух часов, ни одна машина не остановилась. А надо было просто дотащить меня до ближайшей кафешки; на улице был мороз, я мог замерзнуть.
Миф второй: дальнобойщики часто пользуются услугами представительниц древнейшей профессии.
Витёк: на дорогах стоят такие представительницы, что даже мысли о контакте с ними возникнуть не может.
Миша: дальнобойщики такие же люди, как учителя, полицейские, кто угодно. Среди них есть и те, кто не брезгует пользоваться услугами проституток. Я к их числу не отношусь.
Миф третий: работа дальнобойщика на современной фуре совсем не тяжела.
Миша: да, конечно, гораздо проще, когда у тебя роботизированная коробка, кондиционер, автономный отопитель и широкий спальник. Совсем другой комфорт: со старыми КАМАЗами и МАЗами современные фуры не сравнятся, хотя и такие машины после ГАЗона казались раем. Но не стоит забывать о графике работы дальнобойщика. Кто-то не возвращается из рейса неделю, кто-то месяц. Ты постоянно в грузовике, в основном один, поболтать не с кем.
Витёк: но и в этом плане сейчас проще: каждый второй водитель во время езды болтает по телефону.
Вопрос: почему дальнобои завешиваются ламбрекенами и шторками для лобового стекла?
Миша: ламбрекен – это такая тряпка с бахромой, а-ля Азия. Это, конечно, вкусовщина – кому-то нравится, кому-то нет. Лобовуха большая, обзора хватает. Некоторые украшают лобовое стекло мягкими игрушками. Когда я начинал работать в начале нулевых, у меня висели флажки – каюсь! А на окна я вешал косынки, потому что утром и вечером, когда солнце низко и светит, никуда от него не спрячешься.
Витёк: многие говорят, что для них это уют. Ведь кабина это как второй дом. А у каждого своё представление об уюте. Нравится – так пусть вешают!
Миф пятый: почти все дальнобойщики возят c собой средства самообороны – биты и т.д., так как на дороге опасно.
Михаил: если человек хочет тебя завалить за машину и груз, он даже шанса тебе не даст потянуться за битой.
Витёк: тебе просто в автономку прыснут какую-нибудь гадость.
Михаил: да. В воздухозаборник что-то впрыскивают, водитель засыпает, бандиты вскрывают кабину и выносят все, что имеет хоть какую-то ценность.
Когда к тебе подходят и под угрозой оружия что-то воруют, это разбой, а когда водитель спит – кража, более мягкая статья УК, поэтому такая схема широко распространена.
А те, кто хочет украсть фуру или груз, будут действовать жестко, это надо понимать.
Вопрос: где справляют нужду дальнобойщики, если зимой в мороз припёрло, а ты посреди трассы, и на 150 километров вокруг никого?
Миша: если на 150 километров вообще никого, то хоть посреди дороги! Шутки шутками, но бывают более неприятные ситуации, когда ты стоишь, например, в пробке на МКАДе. Тут уж, ребята, сами представьте, что вы сделаете: я не хочу вдаваться в подробности.
Миф шестой: дальнобойщики зимой ездят в тапках и часто заходят в машину через правую дверь.
Витёк: это правда, потому что слева рабочее место, его нужно содержать в чистоте.
Миша: да, фура – это не значит, что снизу плещется солярка, а я в ней в сапогах сижу. В ботинках ноги потеют и устают, поэтому когда я еду в долгий рейс – мою педали, стелю мягкий коврик и еду без обуви, в белых носках.
Миф седьмой: дальнобойщики сохраняют стиль вождения, когда оказываются за рулем легкового автомобиля.
Витёк: за рулем легковушки я стараюсь придерживаться правил, но всё равно немножко свербит – хочется то тут быстрее проехать, то там проскочить. Я стараюсь так не делать, хотя желание и возникает. Соблюдаю скоростной режим, причем скорее даже из-за цен на топливо, чем из-за безопасности.
Миша: и еще один момент – я на пузотерке в поворотах всегда беру радиус. Не могу себя пересилить и проехать вдоль поребрика, всегда беру замах.
Миф восьмой: когда очень долго едешь, то приходит черный пес.
Миша: фильм про черного пса хороший, но миф – совсем неправдоподобный. А вот когда столбы начинают дорогу перебегать, то пора остановиться и поспать.
Миф девятый: нельзя ставить на машину детали на авто, которые побывали в аварии.
Витёк: есть такое суеверие.
Миша: я тоже его придерживаюсь. Я крайне суеверный человек, хотя вроде здравомыслящий…
Витёк: да, у меня тоже есть суеверия, касающиеся дороги, хотя дома на такие вещи внимания не обращаю.
Миша: если я выезжаю из дома и на первых трех светофорах попадаю на красный, начинаю переживать. Не бросаю, конечно, баранку и не убегаю домой, но неприятное ощущение есть, и неоднократно оно оправдывало себя.
Миф десятый: каждый дальнобойщик умеет чинить грузовики.
Витёк: нет, определенно нет.
Михаил: больше скажу: не все водители умеют поднимать кабину. Когда начнется осень и ударят морозы, начнут вставать машины, заправленные летней соляркой. Ведь на АЗС зимнюю солярку завозят не заблаговременно, а тогда, когда морозы уже ударят. В советское время люди сами чинили машины: автосервисов было очень мало. А сейчас машины пошли настолько сложные, что большинство узлов и агрегатов необходимо проверять с помощью компьютера.
Я начинал работать на Nissan'е 81 года выпуска, а под конец, когда я уже слезал с этой машины, она процентов на 70% состояла из мазовских и камазовских запчастей.
Вопрос: достоверно ли показан быт дальнобойщиков в одноименном сериале?
Миша: самое главное заблуждение из сериала: дальнобойщики работают в паре. Такое практически не встречается, работают в основном по одному. Двум водителям нужно платить две зарплаты, да и в экипаже вдвоем очень тяжело.
Витёк: да, многие старые водители говорили мне, что напарника подобрать сложнее чем жену. Один курит, другой нет – вот тебе и повод для конфликта.
Миф одиннадцатый: выйдя из кабины, дальнобойщики пинают колесо не для того, чтобы проверить давление, а для того, чтобы в штанах всё отлипло.
Миша: в современной кабине можно встать в полный рост и отлепить всё, что хочешь. Это бред, но довольно смешной.
Вопрос: как питаются дальнобойщики?
Витёк: я питаюсь в основном кафе, в нашей фирме запрещают готовить на плитке.
Миша: я до 2006 года тоже питался только в кафешках, но один раз очень сильно траванулся в кафе на выезде из Уфы. Мне было очень плохо, я три дня проезжал по сто километров в сутки, больше просто не мог. C тех пор стал готовить на плитке, хоть это и запрещено. Иначе никак. Либо ты тратишь по 1,5 тысячи в день на нормальную еду, либо ешь что-то совсем дешевое и портишь желудок, либо готовишь сам.
Миф двенадцатый: для дальнобойщика вождение это воздух, без которого не прожить.
Миша: бывает, так надоедает баранка, что думаешь – пойду уволюсь. Задолбало, бесит, невыносимо! Аварии, гололед, пробки, по рации друг друга матом кроют, на загрузках тебя маринуют… Но приезжаешь домой, проходит 2-3 дня и становится скучно. Хочется снова за баранку. В пути привыкаешь к этому быту, к этой своей маленькой квартирке, начинаешь жить другой жизнью, которая кажется более естественной.
Возможно, у человека, который работает водителем, развивается какое-то отклонение в психике – это вам любой дальнобойщик подтвердит.
Если кто задумывается над тем, чтобы пойти в дальнобойщики – гоните на хрен эту мысль. Денег больших вы здесь не заработаете, а геморрой, остеохондроз, сердечно-сосудистые заболевания – пожалуйста. Смысла большого идти в эту работу нет. Ну а если вы действительно фанат, и это мечта всей вашей жизни – тогда деваться некуда.