Координатор ассоциации«Дальнобойщик» Валерий Войтко и предприниматель Андрей Куркин рассказали о набирающем популярность виде«развода», с которым уже столкнулись многие перевозчики.
В последнее время все чаще и чаще происходят ситуации, в которых автоперевозчик оказывается между молотом и наковальней в выяснении отношений между грузоотправителем и грузополучателем.
В ряде случаев события принимают серьезный оборот: мы знаем о как минимум двух уголовных делах, в которых у перевозчиков весьма мутные перспективы, особенно если не удастся доказать непредумышленность действий. Еще в нескольких случаях мы обошлись малой кровью. Мы посчитали необходимым подготовить материал с простым, но подробным алгоритмом действий, который поможет перевозчику, почуявшему неладное, минимизировать негативные последствия.
Понятно, что одинаковых ситуаций не бывает. И тем не менее, общие правила, применимые к любому случаю, могут оказаться полезными.
Рассказывает Андрей Куркин, ИП, автоперевозчик из Ростовской области:
Наша машина загрузилась у грузоотправителя продуктами питания. Водитель получил все документы, машина выехала. Спустя 3-4 часа (машина проехала за это время около 250 километров) поступает звонок от грузоотправителя:
— Останавливайся, у нас подозрения на мошенничество, машину надо возвращать назад.
Потом звонят грузополучатели:
— Езжайте вперед, не останавливайтесь, мы оплатили груз.
Ситуация абсолютно непонятная. Грузоотправитель и грузополучатель начинают между собой разбираться и пытаются втянуть в этот конфликт нас. Грузоотправитель предлагает вернуть груз и разобраться на месте. Угрожает полицией. Мы отказываемся, предлагаем отправителю и получателю решить все вопросы между собой. Выяснение отношений затянулось до двух часов ночи, и я велел водителю остановиться на стоянке, выспаться и подождать до тех пор, пока не появится хоть какая-то ясность.
И это абсолютно верное решение! Чтобы не накосячить себе во вред – никакой суеты и спешки! Утро вечера всегда мудренее…
C утра мы пришли в себя и проконсультировались с адвокатом. Нам начал названивать грузополучатель – почему машина стоит? Где она? Где наш груз, почему не отвечаете? Я начинаю общаться, снова прошу решить проблемы с отправителем самостоятельно.
Мы приняли решение действовать строго в рамках действующего законодательства. Если отправитель считает, что груз похищен, то пусть пишет заявление в полицию. Полиция на посту должна нас остановить, при понятых опечатать машину и поставить её на стоянку до выяснений. Это будет строго по закону. Начинаем действовать по этой схеме.
Ближе к вечеру следующего дня начинают поступать звонки от мужчины, который представлялся начальником полиции какого-то подразделения в Новороссийске. Он говорит, что перед ним стоят люди, которые пришли писать заявление, дескать мы считаем, что это мошенничество. Просит обратиться в ближайший пункт полиции.
…ваше право – выслушать все, что вам говорят по телефону. Для того, чтобы просто понять ситуацию. Но следовать требованиям, советам, приказам из телефонной трубки – совсем необязательно.
Причем не просто обратиться, а – с его слов – «зайти в пункт полиции, подняться к начальнику, позвонить мне и передать ему трубку, чтобы я сказал, какие дальше действия предпринять». Я начинаю звонить адвокату и спрашиваю как поступить. Он отвечает:
– Ты придешь в полицию, а там либо покрутят у виска и скажут, что ты сумасшедший, либо решат, что ты пришел с повинной; неизвестно, как повернется ситуация и что они там захотят.
Решаем ехать дальше, до грузополучателя. Думаем: если вдруг и правда это мошенничество, сейчас не проблема посадить своего представителя в самолет, прислать на место выгрузки, тут же обратиться в местное отделение полиции и заявить о похищении груза. Решаем ехать до конца и выполнять свои договорные обязательства.
Какие бы вводные нам не набрасывали, по нормам действующего законодательства вы должны передать груз только тому субъекту, кто обозначен в п. 2 транспортной накладной – грузополучателю!
В накладной указан грузополучатель – ИП такой-то. В Москве он должен принять груз. Никому другому мы груз не выдадим. Указаны имя и фамилия; пока он не покажет паспорт и не поставит нам печати, мы выгружаться не будем.
Получатель просит привезти груз в другое место. Не вопрос: я составляю письмо о переадресации, получаю все необходимые подписи.
О чем угодно можно договариваться по телефону, но единственное, что застрахует вас от возможных проблем – это документ с печатями и подписями. Без бумажки ты даже не букашка, а соучастник, подследственный. А с бумажкой… максимум свидетель!
Приезжаем в оптовый центр, представители получателя подписывают все документы, я пробиваю копию электронной доверенности по реестру, пробиваю его паспорт по базе действующих паспортов – все в порядке. Ставим все печати, подписи в письме по переадресации, все остальные бумаги тоже оформляем как положено. Получатель ставит синие печати, мы сдаём груз.
Груз сдали, деньги получили, бумаги забрали, сидим и ждём. Что будет дальше? Неизвестно.
По моему мнению, когда у человека воруют груз на миллион, он не сидит на месте. Он будет выезжать на трассу, попытается что-то сделать. Получилось так, что грузоотправитель и грузополучатель между собой что-то поделить не могли, и пытались взять в заложники нас. Мы решили, что нужно делать все по закону. И даже если возникнут вопросы у полиции, даже если дойдет до суда, у нас на руках все документы. Вот договор, вот заявка, вот письмо о переадресации, вот подпись о принятии.
Адвокат мне сказал:
– Последствия будут в любом случае. Просто нужно их минимизировать для себя.