Водители грузовиков в Европе тратят тысячи евро, чтобы украсить свои машины оригинальными изображениями.
Высокохудожественно разрисованных грузовиков не слишком много относительно общего количества. Однако если изучить вопрос внимательнее, то окажется, что не так уж их мало. Правда, не везде. Главный ареал обитания таких машин в Европе — Скандинавия. Конечно, есть они и во всех остальных странах, но большинство — на Севере. Так уж сложилось, что именно скандинавы наиболее неравнодушны к аэрографии. Если простоять хотя бы полчаса на крупной трассе в Швеции или Финляндии, то парочка «расписных» грузовиков обязательно проедет мимо. Примечательно, что все это не созданные специально для фестивалей, а абсолютно рабочие машины, которые ежедневно перевозят грузы. Какой бывает трак-аэрография?
Самое простое проявление — один небольшой «портрет» чего-либо или кого-либо на боковине кабины. Этот вариант кастомизации — довольно бюджетное решение, но если мастерство художника высокое, то может выглядеть вполне эффектно. Именно такой ход сделал Минский автозавод для одного из своих демо-траков нового семейства МАЗ-5440М9.
Властелин белорусских лесов зубр на кабине МАЗ-5440М — простейший «скромный» вариант аэрографии. Автор фото: Дмитрий Гладкий
Какие темы выбирают для сюжетов аэрографии? Самые разные. Но важнейшим из искусств (тут прямо по дедушке Ленину) является кино. В абсолютном большинстве случаев темы для «настенной живописи» по грузовикам подсказывает кинематограф. Желание разрисовать свой грузовик по мотивам какого-нибудь кино- или мультфильма весьма часто посещает тракеров с чувством прекрасного.
Будьте уверены, если на экраны вышел какой-нибудь блокбастер, то где-то в шведской или норвежской деревушке уже готовят расписной грузовик на его тему.
Кинотематика — одна из самых популярных в трак-аэрографии. Бэтмен на кабине Scania как живой! Автор фото: Дмитрий Гладкий
Не исключение и мультфильмы. В свое время в той же Скандинавии суперхитом стал «Ледниковый период». Известны не один, не два и не три грузовика с портретами мамонта Мэнни, ленивца Сида и саблезубого тигра Диего. Другие мультики тоже вдохновляли художников. «Тачки» — еще один хит.
Мультфильм «Тачки» настолько клевый, что любители трак-аэрографии не обошли его вниманием. Автор фото: Дмитрий Гладкий
Сказания, мифы, легенды, эпос различных стран и народов — еще одна благодатная почва для трак-аэрографии. В Скандинавии богатая мифология. Еще задолго до того, как вышел супергеройский боевик про бога Тора, его образ (не в исполнении Криса Хэмсворта) и непосредственно молот Тора художники изображали на грузовиках нередко.
Аэрография применяется не только на дальнобойных тягачах. Ломовоз Volvo FH по имени Thor’s Hammer (Молот Тора). Автор фото: Дмитрий Гладкий
Совершенно уникальный «религиозный» расписной эвакуатор был создан и работает в Польше. Издалека «религиозный» эвакуатор Renault Premium особого внимания к себе не привлекает, но при ближайшем рассмотрении… Это настоящий шедевр, который надо рассматривать в деталях, как большое полотно. Весь правый борт посвящен теме рая — очаровательные детишки, ангелочки с крылышками… На левой стороне «дизайн» «крылышек» меняется, появляются черепа… Вы на пороге ада. Ну а дальше изображен сам ад. Жуткую атмосферу этого местечка художнику удалось передать полностью.
Уникальный пример трак-аэрографии из Польши — Renault Premium на религиозную тематику. Автор фото: Дмитрий Гладкий
С одной стороны ангелочки, ми-ми-ми... Автор фото: Дмитрий Гладкий
Обратная сторона — адская тематика. Автор фото: Дмитрий Гладкий
Не всех тракеров можно назвать набожными, глубоко религиозными людьми. Очень многим из них не чужды простые человеческие ценности. Да, речь о сексе и эротике. Тоже популярная тема для графики. Водители грузовиков любят красивых девушек и еще, простите за каламбур, любят их любить. Во всех смыслах и проявлениях этого термина.
Здесь рассказывать о стилистике и художественных приемах особого смысла нет. Все и так понятно из иллюстраций.
«Эротический» самосвал Scania интересен в деталях. Автор фото: Дмитрий Гладкий
Портрет это реальной подружки водителя самосвала или его мечта — остается тайной. Автор фото: Дмитрий Гладкий
Оформление заднего борта дополнительных комментариев не требует. Автор фото: Дмитрий Гладкий
Мы затронули только основные направления и тематики «Живописи по грузовикам». На самом деле их, конечно, гораздо больше. Любимые музыкальные исполнители, например. Тематике группы The Beatles посвящены несколько машин только в Скандинавии. Есть грузовики, посвященные Мадонне, Рианне. Машины разрисовывают танками и самолетами времен Второй мировой. Кто-то заказывает портреты членов своей семьи. В принципе, все ограничено только фантазией и суммой, которую владелец грузовика готов потратить.
А суммы немалые. В самых «тяжелых» случаях речь запросто может идти о нескольких десятках тысяч евро «инвестиций».
Ведь некоторые разрисовывают не только тягач, но и прицепной состав плюс вкладываются в дополнительный тюнинг как самой машины, так и ее салона.
Кто выполняет заказы на такие работы? Здесь все, как большом искусстве. Есть начинающие молодые художники, чьи работы могут стоить относительно недорого, но при этом выглядеть великолепно. Есть признанные мастера. Самый известный и дорогой «художник по грузовикам» Европы — финн Симо Рииконен. Это эдакий Микеланджело и Бэнкси своего жанра одновременно.
Кому все это нужно? Что заставляет частника вложить десятки тысяч евро в роспись тягача? Тем более, в роспись самосвала или цементовоза? Зачем для придания индивидуальности и роскоши, по сути, утилитарным транспортным средствам нанимают профессиональных художников?
Однозначного ответа нет и быть не может. Есть желание, есть возможность. И есть Любовь к своему делу. И к искусству, конечно. Вероятно, она, в первую очередь, и движет Явлением.
Если планируете посетить (мало ли, вдруг) Скандинавию летом, то проверьте — не проходит ли в ближайшие выходные какая-нибудь тусовка тракеров в окрестностях. Небольших местечковых мероприятий там много. Но самые известные — фестивали Power Truck Show близ финского городка Алахярмя и Nordic Trophy около шведского города Йёнчёпинг. Смотреть на такие грузовики — одно удовольствие!