Вездеходные краны – это большие машины, предназначенные для специализированных применений, таких как строительство и техобслуживание на нефтяных месторождениях, сборка башенных кранов или подъем блоков HVAC (отопление, вентиляция и кондиционирование) на крыши зданий и т.д.
При доставке вездеходного крана на рабочую площадку необходимо учитывать множество факторов, в том числе правила дорожного движения и технические характеристики мостов, безопасность и квалификацию операторов, а также расположение и количество пространства на рабочей площадке, особенно в зонах с плотной застройкой. Помимо этого, требуется тщательно рассчитывать расходы, особенно выходящие за пределы графы «стоимость аренды оборудования».
Канадский журнал Heavy Equipment Guide попросил группу отраслевых экспертов поделиться своим мнением относительно возможностей современных вездеходных кранов.
Майкл Кляйн, менеджер по маркетингу продукции Demag Cranes рассказал, что в настоящее время клиенты предпочитают универсальные машины с мощными графиками подъема, коротким временем монтажа, возможностью эффективной транспортировки и компактными размерами. Сейчас компания предлагает большой выбор кранов переменного тока, удовлетворяющих данным требованиям, начиная с AC 45 City (класс грузоподъемности 50 тонн), и заканчивая AC 1000-9 (класс грузоподъемности 1320 тонн).
Марк Крайчи, менеджер по продукции вездеходных кранов Tadano America, заявил, что ключевой проблемой является длина стрелы в зависимости от грузоподъемности, а также то, насколько проблематично доставлять кран к месту проведения работ. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, он привел такой пример: «Имеется кран с нужной грузоподъемностью и необходимой длиной стрелы, но как мне это может помочь, если я не могу его доставить к месту проведения работ? Правила в Канаде могут быть действительно сложными».
По словам Крайчи, доставка крана на рабочую площадку может оказаться крайне дорогостоящим занятием (приведенный далее пример частично применим и к Украине). Фактор перемещения крана в таких провинциях, как Альберта, Саскачеван или Манитоба, где действуют строгие законы и нормы нагрузки на ось на дорогах ниже, чем в других регионах (особенно в течение периода ограничения движения грузового транспорта, когда земля оттаивает), которые также могут варьироваться между северной и южной частями провинции, способен добавить к стоимости аренды машины колоссальную сумму денег.
В Liebherr Canada соглашается с тем, что основное внимание пользователи уделяют грузоподъемности и длине стрелы, именно поэтому компания учитывает данный фактор при разработке новых моделей. Помимо этого, в компании также заявили, что дизельные двигатели являются еще одной проблемой.
«Мы должны предлагать краны с двигателями, которые соответствуют требованиям стран с высокими требованиями по выбросам и стран с низким уровнем регулирования. Решение Liebherr представляет собой один базовый двигатель с различными выхлопными системами», - представитель Liebherr Canada.
Джошуа Бойер, менеджер по продукции Grove GMK Cranes (Manitowoc), сказал, что конкурентные требования клиентов компании весьма высокие.
«Потребность в выполнении работ с минимальными затратами высока. Мы ориентированы на модели, способные перемещаться по любым (по несущей способности) дорогам, готовые предоставить максимальные конфигурации противовеса для выполнения тяжелых работ без разгрузки. Это помогает снизить расходы, чтобы оставаться конкурентоспособными», - менеджер по продукции Grove GMK Cranes Джошуа Бойер.
«У нас есть преимущество, в виде подвески Mega-Trak. Она помогает равномерно распределить вес по всей длине крана во время транспортировки. Кроме того, наша конструкция с одним двигателем помогает сохранить низкую общую массу автомобиля», - Билл Острандер из Strongco Equipment, канадский дилер Grove Cranes.
Майкл Кляйн из Demag рассказал, что клиенты нуждаются в эффективных инструментах планирования, которые обеспечивают простоту использования.
«С Lift Plan, который доступен почти для всех кранов переменного тока, Demag предлагает бесплатный, простой в использовании инструмент для планирования и выполнения работ по подъему. Это особенно полезно вместе с IC-1 Plus. Эта инновационная система управления определяет грузоподъемность для каждого положения стрелы в зависимости от угла поворота рабочей надстройки. Это позволяет использовать максимальную грузоподъемность, особенно при подъеме над основными секциям стрелы. Эффект от системы еще выше при уменьшении длины стрелы и массы противовеса. Благодаря расчетам в режиме реального времени, грузоподъемность для определенного радиуса больше не ограничивается минимальным значением предварительно рассчитанной грузоподъемности на 360º, она мгновенно и эти данные выводятся оператору. Ваш кран может выполнять работы там, где обычно требуются краны с более высокой грузоподъемностью», - менеджер по маркетингу продукции Demag Cranes Майкл Кляйн.
Дистанционное телематическое решение Demag IC-1 в настоящее время доступно для AC 130-5, AC 160-5, AC 220-5 и AC 250-5, и будет в дальнейшем распространено на другие модели. Кляйн заявил, что ключевым преимуществом IC-1 Remote является дистанционная диагностика.
«Это позволяет заказчику дистанционно устранять ошибки и диагностировать кран, и дает возможность получать удаленную и интерактивную помощь от технических специалистов Demag. IC-1 Remote также помогает клиентам управлять своим парком, предоставляя данные о положении крана, часах работы, кодах ошибок и другие важные данные о кранах. Это помогает повысить общую производительность крана и оптимизировать управление парком», - менеджер по маркетингу продукции Demag Cranes Майкл Кляйн.
В Liebherr заявили, что основной спрос клиентов направлен на системы управления автопарком. Система LiDAT, которая была представлена компанией на выставке Bauma в 2016 году, теперь доступна практически для всего ассортимента кранов. Этот независимый интерфейс записывает данные телеметрии, и одним из основных преимуществ LiDAT является то, что в систему можно интегрировать машины других производителей. LiDAT четко записывает и представляет данные, которые включают местоположение, рабочее состояние, грузоподъемность крана, пробег, время простоя и многое другое.
В 2017 году компания Link-Belt Cranes представила свою систему управления Pulse 2.0, которая была установлена на новейший внедорожный кран Link-Belt 175AT. Pulse 2.0 предлагает простой интерфейс для оператора крана. В кабине оператора имеется большой 10-дюймовый программируемый дисплей с резистивным экраном, который может использоваться оператором в перчатках. Он читается под прямыми солнечными лучами, а программное обеспечение может обновляться удаленно. По заявлению производителя, операторы, которые в прошлом были перегружены работой крановых систем, оценят простоту и быстродействие Pulse 2.0, требующую меньшего количества ввода данных.
Безопасность всегда была главной проблемой при работе крана, как во время транспортировки, так и при проведении операций по подъему грузов.
Tadano предлагает широкий спектр технологий для своих вездеходных кранов, которые делают работу проще и безопаснее. Например, регулятор подъема автоматически компенсирует отклонение стрелы, который при работе на больших радиусах не позволяет выходить из таблицы нагрузок и сохранит при этом заданное расстояние.
Майкл Кляйн рассказал, что Demag решает проблемы безопасности, предлагая технические решения, помогающие в эксплуатации и обслуживании оборудования, а также обучение для всех операторов. Функции безопасности включают автоматическое выравнивание и автоматическое обнаружение противовеса.
«Система управления IC-1 Plus также имеет улучшенную визуализацию, чтобы предоставить оператору дополнительную информацию о грузоподъемности в зависимости от положения стрелы. Эта цветная визуализация грузоподъемности рабочей зоны способствует как эффективному, так и безопасному использованию», - менеджер по маркетингу продукции Demag Cranes Майкл Кляйн.
Система Liebherr VarioBase позволяет позиционировать кран с помощью опор на неровной поверхности. Компания заявила, что их система VarioBase является большим вкладом в безопасность, решая проблему ограниченного пространства на рабочих площадках, которое препятствует равномерному расширению выносных опор, и позволяет оператору полностью сосредоточиться на операции подъема. Ограничитель момента нагрузки в системе управления LICCON обеспечивает безопасную работу крана, предотвращая несчастные случаи из-за человеческих ошибок, как при подготовке крана, так и при подъеме груза. По заявлению представителя Liebherr, до внедрения системы VarioBase, операторы должны были подстраивать и опоры на меньшее расстояние и использовать соответствующим образом рассчитанные таблицы грузоподъемности. Это резко снижало грузоподъемность машин, что приводило к необходимости в более мощных кранах.
V-CALC (Переменная грузоподъемность в замкнутом пространстве) - это решение Link-Belt, которое допускает 81 различное асимметричное положение выносных опор. Оператор может просмотреть доступные грузоподъемности для всех конфигураций выносных опор на дисплее Pulse 2.0.
По заявлению Майкла Кляйна, в компании Demag считают, что интуитивно понятная система управления IC-1 помогает уменьшить дефицит квалифицированных операторов.
«Она спроектирована таким образом, чтобы направлять операторов крана в процессе подъема. Наши краны также имеют автоматический процесс оснащения противовесом, автоматическое обнаружение противовеса, ограничение рабочего диапазона и радар производительности». Компания также предлагает обучение операторов», - менеджер по маркетингу продукции Demag Cranes Майкл Кляйн.
Liebherr предлагает программу электронного обучения для получения знаний по теории работы крана в дополнение к практическим программам обучения. Lift Visualizer показывает диапазон подъемной способности, видимый с максимальной высоты стрелы. Оператор может визуально подтвердить диапазон грузоподъемности в соответствии с фактической нагрузкой. Lift Compass состоит из системы радиоуправления и камеры на конце стрелы. Оператор может перемещать грузы одним джойстиком, синхронизируя операции подъема, поворота и наклона. Система оповещения человека использует камеры для показа объектов, которые плохо видны, а Wide Sight View использует четыре камеры, чтобы оператор мог четко видеть всю периферию крана.
Джошуа Бойер, менеджер по продукции Grove GMK Cranes (Manitowoc) рассказал, что компания стандартизировала большинство своих продуктовых линеек в одну общую систему управления.
«Это облегчает оператору переход с одной машины Manitowoc на другую. Кроме того, у нас есть учебный центр, специализирующийся на предоставлении клиентам мастер-классов по работе и устранению основных неполадок. Клиенты могут оплатить обучение и регистрироваться через своих местных дилеров Manitowoc», - менеджер по продукции Grove GMK Cranes Джошуа Бойер.
Марк Крайчи также отметил, что обучение важно. Tadano работает с клиентами, чтобы научить их лучше понимать правила работы, правильной настройки крана для облегчения транспортировки и т.д.
По словам Марк Крайчи, одной из самых больших проблем при покупке или аренде вездеходного крана являются затраты, которые выходят за рамки стоимости самого крана. Покупатель или арендатор должны учитывать, где кран будет использоваться в будущем, учитывая большую разницу в правилах по всей стране.
«Если вы собираетесь работать в регионе Альберта или в Манитобе, вы должны знать об этом, потому что вы можете купить кран, который никогда не сможет быть доставлен туда легально. Во-вторых, вам нужно знать, какое дополнительное оборудование вам потребуется для работы. Еще одна вещь, которая вступает в игру, и с которой мы сталкивались довольно часто в Онтарио - это правила профсоюза. В соответствии с этими правилами для машин большой грузоподъемности может потребоваться два оператора. И где вы должны разместить второго оператора на машине? Это обычно происходит в определенном диапазоне грузоподъемности, скажем, 100 тонн. Поэтому, если кран рассчитан на 100 тонн или более, это требует двух операторов. Это дорого», - менеджер по продукции вездеходных кранов Tadano America Марк Крайчи.
P.S. Несмотря на то, что в данном материале своим мнением делятся специалисты из Канады, не стоит думать, что их советы не подходят для России. Просто необходимо взять и действительно нужное и учитывать специфику нашей страны.