В 2019 году рост рынка грузоперевозок продолжит замедляться, а конкуренция между игроками усилится. Трудности ждут не только МСБ, но и крупных перевозчиков: эксперты прогнозируют череду слияний и банкротств.
Информационное агентство INFOLine составило рейтинг ведущих транспортно-логистических компаний России. Отличительной особенностью рейтинга стал принцип отбора перевозчиков: в него вошли лишь компании, работающие по моделям «без активов» или «преимущественно без активов». В рейтинг не попали крупные российские операторы, обладающие собственными автопарками. Нет в нём и логистических подразделений, например, перевозчиков, обслуживающих конкретные предприятия или торговые сети, а также компаний, в портфеле которых логистические услуги занимают небольшую долю.
Главным показателем, влияющим на место в рейтинге, стала выручка.
Первую строчку рейтинга, как и в прошлом году, заняла «РЖД-Логистика» с выручкой ₽40,86 млрд. За ней следуют ОТЛК ЕРА (₽22,77 млрд) и DHL Group (₽22,5 млрд). 4 и 5 место занимают FM Logistic и «Елтранс+».
В исследовании отмечено, что темпы роста выручки у операторов в 2018 году уменьшились примерно на 0,5 процентных пункта. Опрошенные «Коммерсантом» эксперты уверены: в нынешнем году замедление продолжится.
Руководитель «INFOLine-Аналитики» Миахил Бурмистров считает, что темпы роста продолжат снижение из-за повышения ставок на контейнерные перевозки и индексации тарифов на железной дороге, что сказывается на деятельности мультимодальных перевозчиков. Бурмистров также отмечает, что в сегменте автомобильных грузоперевозок отмечается тренд к консолидации.
При этом промышленные предприятия предпочитают сотрудничать с крупными транспортными компаниями, а торговые сети всё чаще привлекают малых и средних перевозчиков.
Директор по развитию бизнеса FM Logistic Владимир Серебряков сетует на незначительный экономический рост, из-за которого увеличение объемов в самых успешных отраслях не превышает 3%. Жесткая конкуренция заставляет логистов искать дополнительные преимущества в сфере услуг, связанных с продвижением (переупаковка, комплектация промонаборов). Еще одна тенденция, обусловленная увеличением количества сетевых магазинов шаговой доступности – рост потребности в эффективной доставке небольших партий товаров.
Владимир Серебряков полагает, что в 2019 году замедление рынка продолжится.
— Высокая конкуренция в условиях слабо растущего рынка будет приводить к уходу части игроков, увеличению количества слияний, поглощений и банкротств,— цитирует эксперта «Коммерсант».
– Ценовая конкуренция будет усиливаться, особенно для стандартизованных услуг, таких как магистральные междугородние перевозки. Это, в свою очередь, окажет сдерживающее влияние на прибыльность
По мнению главы логистического департамента Itella в России Дмитрия Мальцева, бизнесу сегодня приходится искать баланс между давлением со стороны клиентов (желающих получить услугу по меньшей цене) и сохранением рентабельности. Это заставляет некоторых игроков пользоваться серыми схемами: чаще всего в тень уходят предприниматели в регионах.
А в «РЖД-Логистике» в будущее смотрят с оптимизмом: представители компании не отрицают замедления рынка, но уверены, что в обозримой перспективе оно сменится ускорением, в том числе за счет спроса на перевозку грузов с высокой добавленной стоимостью.
***
Исследование INFOLine подчеркивает наметившуюся тенденцию к снижению темпов роста рынка грузоперевозок. Главная причиной замедления в сегменте автоперевозок является почти остановившийся рост грузовой базы. По данным Росстата, за первые 4 месяца 2019 года он составил приблизительно 1%, а у коммерческих компаний объем перевозимых грузов и вовсе снизился. Это, по мнению экспертов, является результатом экономической рецессии, последствия которой ощущают на себе все без исключения перевозчики: и крупные операторы, и представители МСБ.