Горящий грузовик – страшный сон любого водителя. Немецкие эксперты подготовили краткую инструкцию по предотвращению возгораний и рассказали, что делать, если избежать пожара не удалось.
Немецкий автоклуб ADAC опубликовал инструкцию, посвященную пожарной безопасности для водителей грузовых автомобилей. Эксперты уверены: самые распространенные причины пожаров – неисправная проводка и проблемы с ходовой частью, приводящие к возгоранию колёс.
Проблемы из-за проводки
В ADAC выделяют «группу риска», наиболее подверженную возгораниям из-за проблем с проводкой. Это старые грузовики и машины, побывавшие в ДТП. Во время ремонта, особенно кустарного, мастера стараются восстановить внешний вид автомобиля. Но поврежденным проводам внимание может уделяться в последнюю очередь – или не уделяться вообще.
Изоляция проводки становится хрупкой во время сильных морозов, поэтому зимой водителю нужно быть особенно бдительным.
Во время стоянки можно использовать выключатель массы: это устройство не только защитит от пожара, но и сохранит заряд аккумулятора.
А еще нужно с особой аккуратностью использовать различные электроприборы, особенно те, что потребляют большое количество энергии.
Именно из-за неисправной проводки чуть не погиб белорусский дальнобойщик Святослав Турок. Его грузовик загорелся в январе этого года в Ярославле, когда водитель спал. Мужчину удалось спасти, но ожоги оказались очень серьёзными – дальнобойщик до сих пор находится в больнице.
Из-за чего горят колёса
Колеса грузовика могут загореться по двум причинам – из-за изношенных подшипников или из-за заклинивших тормозных колодок. Обе эти неисправности можно увидеть во время предрейсового осмотра: не пренебрегайте им!
— Осматривая грузовик перед рейсом, придерживайтесь рекомендаций производителя, - рекомендует эксперт ADAC. – Осматривайте машину и на промежуточных остановках. Сизый дым из-под колес и нагрев сигнализируют о серьезных проблемах.
Два года назад в маленьком баварском городке чуть не произошла страшная трагедия. У бензовоза, доверху наполненного топливом, загорелось колесо. Водитель сумел выехать из города и отогнать пылающую машину на пустую дорогу, где её благополучно потушили.
Шофера сперва наградили за храбрость, а затем оштрафовали на три тысячи евро: оказалось, что мужчина знал о заклинившем тормозе.
Незадолго до пожара он заметил дым из-под колес, но не придал этому значения и продолжил работу.
Что делать, если колесо уже горит
Некоторые неисправности предугадать практически невозможно. Иногда колодка или ступичный подшипник могут заклинить внезапно, во время движения; в таком случае шина загорится через считанные минуты.
Если вы видите, что колесо большегруза горит – не останавливайтесь. Набегающий поток воздуха защищает от огня прицеп и находящийся в нем груз. Перестройтесь в крайний ряд и с небольшой (40-50 км/ч) скоростью двигайтесь, пока покрышка не оторвется от диска. Свяжитесь с пожарными и расскажите им, в какую сторону и с какой скоростью движетесь.
Если вы находитесь в глуши, и на пожарных рассчитывать не приходится – готовьтесь к импровизации. Под рукой, конечно, должен быть огнетушитель, но может помочь и смекалка. Два года назад водитель грузовика в Херсонской области Украины сумел погасить полыхающий прицеп… арбузами, которые в нём находились.
Огнетушитель и всё, что о нём нужно знать
Самое главное правило: огнетушитель должен быть под рукой. Примотайте к нему скотчем перчатки и гаечный ключ – с его помощью можно будет обесточить грузовик, отсоединив питание от аккумулятора. Перед тушением пожара наденьте перчатки и снимите чеку.
Если возгорание произошло в закрытом месте (например, под капотом) – не стоит открывать его полностью; поток воздуха только усилит горение. Приоткройте капот настолько, чтобы в него пролез раструб огнетушителя.
Не нужно сразу же опустошать баллон огнетушителя. Работайте короткими «очередями»: три секунды тушения – 10 секунд перерыва. Если пламя не унимается – еще три секунды тушения. Если возгорание не точечное, раструб во время тушения необходимо двигать сверху вниз плавными движениями, обрабатывая всю горящую поверхность и, опять же, не забывая о перерывах.