Водитель грузовика — одна из самых востребованных профессий в мире. В компаниях Евросоюза идет настоящая война за сотрудников, что открывает перед дальнобойщиками отличные перспективы.
Уточним: речь идет о выходцах из Восточной Европы. Это они трудятся сегодня на дорогах Евросоюза, Израиля и Америки, меняя кто формат жизни, кто гражданство. Сложилась уникальная ситуация: обычный водитель получил преимущество при выборе места работы и зарплату, более высокую, чем в родной стране.
Предлагая хороший оклад, работодатели выдвигают серьезные требования. Разобраться в них помог водитель Константин Глушко с опытом работы дальнобойщика в России, Беларуси, Израиле, и странах Центральной Европы.
Европейский путь
Первые дальнобойщики начали трудоустраиваться в Европу после 2015 года. В Литве и Польше их принимали на работу, признавая водительские категории, выданные в странах Восточной Европы. Сегодня оплата начинается с 60 евро в день, в месяц на карточку поступает около €1,8 тыс, из которых €400-500 уходит на питание в дороге.
«В странах ЕС плюс-минус одинаковая зарплата, — рассказывает Константин, — под хозяином — от €60 до €90 в сутки. Открыл свою компанию — получишь больше. Или меньше, тут как повезет». Но рассчитывать на быстрый заработок в Германии или Франции нельзя.
«Сложилась уникальная ситуация, — говорит Константин, — польские, литовские и чешские компании берут гастарбайтеров из Украины и Беларуси, не требуя подтверждения водительских прав и категорий. Это работает только в Польше, Чехии и Литве, в остальных станах — Франции, Германии, Бельгии, где угодно, код 95, права и категории надо делать. Это очень дорого, в разных странах — от €15 тыс. до €30 тыс.».
Правило распространяется и на граждан ЕС, и на гастарбайтеров. «Если водитель женился, скажем, на француженке, получил гражданство и решил устроиться в транспортную компанию Франции, придется заплатить порядка €15-16 тыс. за французские права категории Е, срок обучения — три года. Немецкие обойдутся примерно в такую же сумму и срок. Польша и Литва — это исключение из общих правил».
Имея рабочую визу и работая от литовской компании, водитель может поднять зарплату, устроившись на норвежскую линию. В этом случае он будет ездить по Норвегии, но — от фирмы, в которой трудоустроен.
На самом севере, за Осло, водитель-гастарбайтер получает в день по €120-140. Местным, к слову, платят гораздо больше — €10-12 тыс. в месяц: Норвегия — дорогая страна.
«Условия работы в Норвегии очень сложные, — рассказывает Константин. — Снег, холод, ледяные дороги, по которым без цепей не проедешь, скорость движения — не выше 60 км/час. А обычный гамбургер в закусочной стоит €14. Это дорогие страны, в которых тратить на еду приходится значительно больше».
По земле обетованной
О высокой зарплате дальнобойщика в Израиле осведомлены многие посетители водительских форумов. Константин, успевший поработать и в этой стране, где получил водительские категории С и Е, уточняет: работа не только высокооплачиваемая, но и престижная.
«В Израиле по правам категории В — белорусским, украинским, российским — можно ездить три месяца максимум, — говорит наш собеседник. — Потом их сдают на проверку подлинности. В Израиле она очень интересная: из прав выщипывают кусочек, который исследуют. Прошел проверку — можно без обучения сдать теоретический и практический экзамены, стоимость терпимая. Профессиональные категории С и Е дорогие».
Говоря о водительских категориях, Константин подчеркивает разницу: В — «обычная» категория, С и Е — профессиональные, последняя подразумевает повышенную ответственность. «Ты водишь огромную машину, которая весит 40 с лишним тонн, опасность от нее на дороге большая. Поэтому водитель и должен иметь соответствующее разрешение в виде категории, на которую отучился. Профессия водителя-дальнобойщика включена в перечень опасных, выезд в рейс без разрешения — уголовное преступление. Водителя без категории Е просто посадят, заодно лишив водительских прав».
Несмотря на жесткие требования,
специальность водителя трейлера в Израиле востребованная. «Идеально работать на армию. Все, что связано с ней, дико престижно, прекрасно оплачивается, имеет хорошие условия, предполагает раннюю пенсию и прекрасное соцобеспечение.
В Израиле дальнобойщики возят на трейлерах танки — с севера на юг и с юга на север, с ливанской границы в Эйлат. Позвали бы — пошел, не раздумывая. Это круто: ₪25 тыс. в месяц (€6,2 тыс.), выслуга, уважение и огромная пенсия». Отметим для сравнения: средняя зарплата в Израиле — ₪6-7 тыс. или €1,5-1,7 тыс.
Для прочих дальнобойщиков работа начинается со старта в ₪13 тыс. (€3,2 тыс. евро), затем растет до ₪15 тыс. (€3,7 тыс.).
Однажды в Америке
Нередко взгляды водителей устремляются за океан: в США профессия дальнобойщика востребована, поэтому получить работу несложно. Мы уже рассказывали о директоре транспортной компании Беларуси, который продал бизнес и уехал в Америку, где сын-нелегал устроился дальнобойщиком. Сегодня в распоряжении семьи грузовик, которым управляет сын, зарабатывая около $10 тыс. в месяц, сам экс-директор компании получил грин-карту: его дочь, которая раньше всех оказалась в Америке, как гражданка страны решила воссоединиться семьей, вызвав к себе родителей.
Америка требует подтверждения водительских прав. Для этого в Department of Motor Vehicles необходимо сдать теоретический и практический экзамены, получив водительское удостоверение (driver license). По аналогичному алгоритму получается разрешение на грузоперевозки (commercial driver's license). Как и в случае с обычными правами, надо пройти два этапа — теоретический и практический, цена вопроса — $1-2 тыс.
После экзаменов выдается удостоверение водителя категории CDL, на основании которого можно водить грузовики.
В отличие от стран ЕС, зарплата водителя грузовика в Америке выше средней
— $6 тыс. против $3,8 тыс. Тот, кто хочет получать больше, начинает работать на себя, формируя собственный транспортный парк. Дальнобойщики, управляющие собственным грузовиком, получают около $10 тыс. в месяц.
Приведенное сравнение дает понять: в разных странах отличаются не столько зарплаты дальнобойщиков, сколько условия их получения. Поводов для изменения ситуации не предвидится, а значит, граждане Восточной Европы будут продолжать искать счастья за рулем грузовика, но исключительно в Литве и Польше. Без получения гражданства и вложения средств в национальные права дорога в иные страны закрыта.