350 миллиардов тенге дополнительно выделят из бюджета на строительство дорог районного и областного значения. Обновить 95% дорожного полотна планируют до 2025 года.
Действительно, ремонтные работы проводятся, причем с применением новых технологий. Однако дорожное покрытие довольно быстро изнашивается и теряет свой обновлённый вид. Кто или что разрушает казахстанские дороги, выясняла корреспондент «Хабар 24».
По данным экспертов Транспортного комитета, в настоящее время в Казахстане зарегистрировано больше 400 тысяч грузовых автомобилей. Почти четверть из них - самосвалы, в том числе карьерные. Различные КамАЗы и фуры, весом в несколько сотен тонн, заполняют всевозможным грузом. Такую тяжелую технику дороги, как оказалось, не выдерживают.
Александр Гаврилов, дальнобойщик:
- После них дорога, как колея получается. Невозможно потом ездить. Если бы все возили, как положено, там 20 без перегрузок, тогда, другое дело, были бы дороги лучше. На территории всего Казахстана насчитывается порядка ста тысяч километров автомобильных дорог. 74 тысячи из которых - местные и сельские. В настоящее время 40% транспортного полотна находится, мягко говоря, в неудовлетворительном состоянии. Чаще всего грузовики передвигаются по территории Западно-Казахстанской, Мангистауской, Алматинской, Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей. Тяжеловесы транспортируют щебень, песок, уголь и строительные материалы. В целом в Казахстане насчитывается более 2 тысяч карьеров. И по закону, на каждом должны быть установлены контрольно-пропускные пункты, где при помощи измерительных устройств, специалисты определяют массу тягача и всех его прицепов. Однако таким оборудованием оснащено всего лишь 5% казахстанских карьеров.
Карибай Мусырман, депутат Мажилиса Парламента РК:
- 70-тонные китайские самоходные автомобили везут груз по нашим дорогам, тем самым разрушают их и портят. После них, легковой транспорт уже нормально передвигаться не может. Зачем тогда дороги восстанавливать, на это еще дополнительные средства из бюджета выделяют. Получается, что деньги летят на ветер.
Доказательство тому, инцидент, произошедший весной. Между поселками Киевка и Осакаровка, что в Карагандинской области, КамАЗ весом в 22 тонны перевозил более 40 тонн груза. В итоге грузовик застрял на трассе. А ведь движение таких автомобилей по дорогам областного значения запрещено. За прошедший месяц специалисты Управления транспортного контроля проверили свыше 19 тысяч автомобилей и выявили 390 нарушений. Наложено штрафов в 54 миллиона тенге.
Тимур Атембеков, главный эксперт Ситуационного центра транспортного комитета МИД РК:
- За 6 месяцев текущего года мы проверили 77 300 тысяч грузовых автомобилей. Специалисты выявили 10 354 нарушений.
Водители перегруженных грузовиков, уклоняясь от уплаты штрафа, предпочитают не попадаться на глаза правоохранителям. Чтобы избежать закона, вот таким образом они могут сбить на своем пути инспекторов и протаранить служебный автомобиль. Этот инцидент произошел на трассе Нур-Султан – Караганда. В ходе проверки было установлено, что масса грузовой техники составила 45 тонн, что в 2 раза больше допустимого веса. По факту умышленного наезда на сотрудников транспортного контроля возбуждено уголовное дело. На сегодня в стране есть 48 мобильных и 3 стационарных транспортных контрольных пункта. Все они оснащены специальным автоматизированным измерительным оборудованием. Однако этого не достаточно. В связи с этим мажилисмены направили запрос Правительству. Депутаты предлагают увеличить не только количество контрольных постов, но и специалистов.
Заместитель Премьер-Министра Женис Касымбек в письменном ответе представителям Парламента сказал, что в ближайшее время открытие новых постов и наём сотрудников не планируется. Тем временем эксперты считают, что нужно передать полномочия по строительству и контролю дорог местным исполнительным органам.
Алдан Менкеев, член Специальной мониторинговой группы при Агентстве РК по противодействию коррупции:
- Контроль за состоянием дороги, именно те, кто будет отвечать, за весовой контроль на дорогах, также передать местным исполнительным органам. Реорганизовав Комитет транспортного контроля, передав полномочия местным исполнительным органам, он остается, как контролирующий орган. В данном случае мы усилим роль и ответственность местных исполнительных органов в части строительства и эксплуатации дорог. То есть ответственность за качество дорог в регионах будут нести сами акимы, а не Комитет транспорта или Инспекция транспортного контроля. Может быть, тогда тяжеловесы будут передвигаться по казахстанским путям, не нарушая закона, и при этом сохраняя качество наших дорог.