Представители региональных транспортных компаний рассказали о проблемах рынка коммерческих грузоперевозок и о том, что позволяет им выживать в условиях конкуренции с федеральными игроками.
На состоянии рынка автомобильных перевозок в России негативно сказался кризис последних лет, вызванный, в частности, нестабильностью национальной валюты, ростом цен на топливо и введением санкций. Последний фактор подтолкнул транспортные компании пересмотреть маршруты и переориентировать их на внутренний рынок. Это дало положительный результат.
По данным анализа рынка автомобильных грузовых перевозок в России, подготовленного в этом году BusinesStat, в 2018 году стоимостной объем российского рынка коммерческих автомобильных перевозок увеличился на 7,7% и составил 814,9 млрд руб. Увеличение оборота рынка коммерческих автоперевозок было связано преимущественно с ростом грузооборота.
Коммерческий грузооборот автомобильного транспорта в России в 2018 году составил 139,5 млрд тонно-км, что превысило уровень 2017 года на 5%. Отрасль автомобильных грузоперевозок является очень чувствительной к состоянию реального сектора экономики.
С начала 2017 года идет процесс увеличения спроса на перевозки. Как считают эксперты, это связано с некоторым оздоровлением экономики страны, адаптацией бизнеса к новым условиям и импортозамещением. Также автотранспорт становится более востребованным способом доставки грузов у крупных ретейлеров.
Средняя доходная ставка коммерческих грузовых автоперевозок в России в 2018 году возросла на 2,5% относительно предыдущего года и составила 5,8 руб. за тонно-км. Основной причиной роста рассматриваемого показателя является повышение цен на топливо, запчасти и комплектующие, которые, как правило, закупаются в иностранной валюте.
По прогнозам специалистов, до 2023 года доходная ставка коммерческих грузовых автоперевозок будет демонстрировать рост в среднем на 5,7% в год и в 2023 году достигнет 7,7 руб. за тонно-км. Рост доходной ставки в рассматриваемом периоде будет вызван дальнейшим повышением цен на автомобильное топливо и запчасти, обновлением и расширением автопарков перевозчиков.
По состоянию на 2018 год большинство грузовиков — 67% — эксплуатировались более 10 лет. Относительно новые транспортные средства (менее 5 лет) занимали 17% грузового автопарка страны. Оставшиеся 16% приходились на грузовики, эксплуатирующиеся более 5, но менее 10 лет.
Основные проблемы рынка автомобильных перевозок в РФ:
1. Плохое развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
2. Нехватка складских терминалов, в которых могли бы приниматься грузы с разных направлений с последующей обработкой.
3. Использование устаревших и давно сооруженных складских помещений, приспособленных под один или два вида транспорта, что препятствует росту объема смешанных и мультимодальных перевозок.
4. Низкое качество дорог, препятствующее доставкам в отдельные населенные пункты.
5. Стремительный износ автомобилей и другого используемого транспорта из-за нежелания перевозчика вкладывать деньги в его ремонт и обновление или ограниченности в финансах.
6. Недобросовестные игроки, которые демпингуют или предоставляют услуги низкого качества, применяют мошеннические схемы.
Рынок коммерческих грузовых автоперевозок практически устоялся, компании показывают стабильные результаты уже три года подряд. По данным из разных открытых источников, основными игроками в этом сегменте экономики являются «Деловые линии», ПЭК, DELKO, ГК «ЖелДорЭкспедиция», «Рейл Континент», ГК «Итеко», SED, «ДА-ТРАНС», «Байкал-Сервис», ТЭК «Авторитет». Эти компании создали свои филиалы и пункты выдачи груза практически во всех регионах России, в том числе и в Краснодарском крае. К сожалению, за прошедшие годы в нашем регионе не было создано достаточно крупное автотранспортное предприятие, которое бы смогло конкурировать с компаниями — лидерами рынка в стране. Сейчас у нас действуют небольшие фирмы, занимающиеся грузоперевозками, и частники.
Как рассказал замдиректора одной транспортной компании Краснодара Григорий Допека, междугородние перевозки полностью монополизировали крупные компании.
Его автопредприятие выживает за счет перевозок по краю и в Крым по демпинговым ценам от 8–10 руб. за км. Парк состоит из импортных грузовиков 15–20-летней давности и относительно новых, 7–10-летних «Газелей».
Он также рассказал, что в России работает несколько онлайн-сервисов для грузоперевозчиков. «Они действуют так. Вы звоните в компанию, даже известную, и говорите, что вам надо отправить груз в какой-то город. Оператор-менеджер рассчитывают стоимость и озвучивает ее вам. Если вы соглашаетесь, то заказ, если есть возможность и он выгоден, компания распределяет на свои машины. Если же нет, его выставляют в онлайн, но с оговоркой, что заплатят на 30–40% меньше, чем заказчик, а разницу заберут себе. Они (крупные компании) везде твердят, что такие компании, как наша, используют незаконные, серые схемы, а сами тем же занимаются», — констатировал замруководителя кубанской компании.
Известный в Краснодарском крае экономист, доктор наук Александр Полиди считает, что местные компании не смогут конкурировать с крупными игроками, которые вкладывают в бизнес каждый год миллионы рублей.
«У наших компаний есть только один выход — найти свою нишу и занять ее в крае. Всегда есть направления, которые неинтересны лидерам отрасли. Это и обслуживание малого и среднего бизнеса на Кубани, региональные перевозки между краем и Крымом, внутренние региональные перевозки», — отметил эксперт.