Появившийся в начале шестидесятых ЗИЛ-130 был всем хорош, но проблема эффективности грузоперевозок в СССР все равно стояла остро и требовала новых решений. Одним из таких могло стать повышение грузоподъемности «сто тридцатого» с 6 до 8 тонн и удлинения грузовой платформы.
У ЗИЛ-130 был достаточно большой запас прочности, потому с ним и экспериментировали чаще, чем с другими отечественными грузовиками на тему повышения экономии грузоперевозок на автомобильном транспорте. Мощность двигателя позволяла увеличивать грузоподъемность.
Созданием ЗИЛа повышенной грузоподъемности занимались инженеры Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ, г. Москва). В 1969 году они создали грузовик, способный перевозить 8 тонн. Интересной особенностью грузовика была его третья «ленивая» ось, которая могла убираться, когда грузовик двигался порожним — в целях экономии топлива. В этом было отличие ЗИЛ-130-НИИАТ-03 от другой разработки института — ГАЗ-53А-НИИАТ-05, у которого задняя ось поднимать рекомендовалось лишь когда надо было увеличить нагрузку на грунт колес ведущей оси.
Высота подъема ленивой оси составляла 170 мм. Реализована она была в виде обычного зиловского заднего моста — только с «чулком» и без редуктора. Управление подъемом оси было гидравлическим: поднимать/опускать ось водитель мог прямо из кабины.
Распространено мнение о том, что опускающаяся при необходимости ось, или как она называется на шоферском сленге — «ленивец», экономит топливо в поднятом положении и снижает износ резины. Отчасти это так и есть, но экономия там выходит небольшая, и усложнять конструкцию машины ради этой спорной затеи смысла нет. Тем более в экономике СССР, где экономия была лишь на бумаге и все было народным.
Идея, которую преследовали советские инженеры, была, скорее, в другом — в допустимой осевой нагрузке на некоторых дорогах и экономии ресурса шин, но уже на груженом авто. Увеличение количества осей распределяло нагрузку, позволяя таким образом двигаться двухосному грузовику с «ленивцем» по дорогам, по которым при одинаковой нагрузке движение просто двухосного грузовика было запрещено, а подняв «ленивец», водитель повышал маневренность машины в узких местах, уменьшая радиус поворота на узких улицах, например.
Вернемся, впрочем, к нашему ЗИЛу. Ленивая ось была со сдвоенными колесами: когда она была в рабочем положении, то грузовик ничем не отличался от обычного 3-осного ЗИЛа, которых, правда, в то время еще не было, но работы по его созданию на заводе уже велись, имелись даже прототипы.
ГАЗ-53 НИИАТ с подъемным мостом. В отличие от ЗИЛа ленивец на этой машине был всегда опущенным
В 1969 году были готовы четыре образца опытных ЗИЛ-130-НИИАТ-03 с подъемной третьей осью. Вариант их производства непосредственно на заводе имени Лихачева не рассматривался. Предполагалось, что переделкой стандартных машин для нужд заказчиков будут заниматься предприятия Минавтотранса, авторемонтные заводы. Но в производство эта разработка так и не пошла, оставшись лишь в виде опытных образцов.