31 августа — День дальнобойщика. Молодые люди думают, что это романтическая профессия — столько всего можно повидать в пути. Корреспондент ульновской газеты встретился с Николаем Тарасовым, который 20 лет проработал дальнобойщиком.
В колледжах и университетах специальности «дальнобойщик» нет, поэтому все нюансы и особенности профессии водителям приходится познавать на собственном опыте. Ремесло требует от шофёров огромного мастерства, силы, здоровья, терпения и немало времени, чтобы доставить ценный груз из одного пункта в другой в целости и сохранности.
Полно опасностей
— Я начал работать дальнобойщиком в середине 90-х годов и проработал им почти 20 лет, — признаётся Николай. – Многие считают, что профессия дальнобойщика — это и романтика, и работа в одном флаконе. Так и есть, потому что во время рейсов мы имеем возможность наблюдать за изменениями в природе, заезжать в новые города и общаться с абсолютно разными людьми.
Вспоминая свой первый рейс, он рассказывает, что перед поездкой ему дали машину, вручили карту Москвы, назвали адрес и сказали: «Вперёд, езжай!». В Москве до этого дальнобойщик уже был, но на грузовой машине ему предстояло ехать впервые. Страх не испытывал, но опаска была. Однако деваться было некуда, таким образом и состоялся первый рейс водителя.
— Профессия дальнобойщика мне нравится тем, что я люблю машины и всё, что с ними связано, но эту работу я выбрал по двум причинам – свобода и деньги, — откровенничает Николай. — Это только потом я понял, что дело не совсем доходное, да и работа тяжёлая.
- Приехал с рейса – идёшь ремонтировать машину. Больше это касается российских автомобилей. С иномарками проблем и возни поменьше, на них ещё можно покататься. Но я в этом никогда глобальной проблемы не видел, так как с ремонтом всегда справлялся.
Николай Тарасов признаётся, что работать легче с напарником. Пока один спит, второй сидит за рулём. Да и при поломке автомобиля вдвоём можно намного быстрее справиться с непредвиденной неприятностью.
Однако с напарником пополам делятся не только прелести профессии, но и зарплата.
На дороге практически все дальнобойщики сталкивались с опасными ситуациями. По словам самих водителей, особенно сильно в 90-х годах прошлого века это ощущалось в Свердловской и Челябинской областях. Были ситуации не только опасные, но и по-настоящему страшные. В это непростое десятилетие очень часто на пути у дальнобойщиков встречались бандиты и рэкетиры. К тому же, помимо всего этого, проблемами шофёров являются бессонные ночи за баранкой и длинные рейсы.
— В моей практике у меня было очень много длинных поездок. Два месяца в дороге – не редкость. Но длинные рейсы — не самое страшное в работе дальнобойщика. Например, как-то загрузился я в Астрахани при тридцатиградусной жаре, а приехал в Новый Уренгой, где на улице минус пять. В общем, скучать у нас времени нет.
«Ни гвоздя ни жезла»
Дальнобойщик Николай, перевозя в основном автомобили, был во многих городах России, Украины, Беларуси, Казахстана, Монголии и Китая. Он покорил практически все дороги нашей страны: с юга на север и с запада на восток. Не удалось ему доехать только до Владивостока.
— В дороге есть стоянки с ночлегом, душем и маленькими кафе. Поддерживали меня и «дорожные» друзья. Очень хорошо за рулём помогает и выручает музыка. Например, когда заезжал в национальные республики, обязательно включал их музыку. Так можно было не только хоть как-то приобщиться к культуре народа, но и «задобрить» местных гаишников.
Поддержка среди дальнобойщиков очень сильно ощущается в дороге. При поломках либо других несчастных случаях они сообщают друг другу по рации о возникшей ситуации. Тогда кто-нибудь точно остановится и поможет.
При отсутствии на пути ночлега дальнобойщики останавливаются в одном месте. В таких случаях у каждого дальнобойщика с собой имеются свой запас еды и газовая плита — на ней они готовят еду. А после ужина перед сном они все собираются и смотрят телевизор.
Однако водители помогают не только своим, но ещё и автостопщикам.
— Автостопщики – часть жизни дальнобойщиков, так как на дорогах мы встречаем их часто, — рассказывает Николай. — Я лично всегда останавливался и подбирал, потому что одному скучно, а так с ними можно пообщаться и отвлечься от дорожной рутины. Проезжаешь с ними по 300-500 километров, знакомишься с хорошими девчонками и пацанами. С ними веселее.
Жена, конечно, не очень была рада моей работе, но впоследствии привыкла. И при одном лишь звонке, что еду домой, семья и друзья встречали меня домашней едой и затопленной баней. Три дня отдыхаешь, расслабляешься, а потом снова к машине и в рейс.
Расходясь по своим машинам, чтобы отправиться в путь, мы постоянно желали друг другу одно: «Ни гвоздя ни жезла!». Это я и хочу пожелать всем водителям, чтобы им всегда сопутствовала удача, а здоровье было крепким.