Говорят, что на российских дорогах вымогателей уже не осталось. А в Восточной Европе они есть, причем суммы, с которыми расстаются их жертвы, нашим «браткам» и не снились – речь идёт о тысячах и даже десятках тысяч евро.
Это был самый обычный рейс из Польши на юг Европы. Водитель по имени Дариуш вёз в своём полуприцепе четыре жестяных катушки – каждая весом под 5 тонн.
— Ехавшая передо мной машина совершала странные маневры, – рассказывает дальнобойщик. – В какой-то момент мне пришлось резко затормозить. Я сумел избежать столкновения, но груз сорвался с креплений. Покатившиеся катушки ударились о стенку прицепа и сломали её. Шланги тормозной системы слетели с креплений – продолжать движение было невозможно.
Они окружили меня, словно гиены! Кто? Сотрудники «помощи на дорогах».
Они кричали, навязывали свои услуги и угрожали, когда я пытался делать что-то, что им не нравилось. Один из них даже пытался вырвать из моих рук телефон!
Маленький штраф – большие проблемы
Первыми на место происшествия прибыли сотрудники дорожной полиции. Они перекрыли полосу, на которой стоял грузовик, составили протокол и выписали Дариушу штраф – 60 евро.
— С полицейскими было сложно объясниться. Не знаю, правильно ли они меня поняли. Один из офицеров как будто бы попытался войти в положение и помочь мне, – вспоминает водитель.
Прибывшие вместе с полицейскими транспортники отметили, что поврежденный грузовик нужно как можно быстрее отбуксировать с места ДТП, чтобы не мешать проезду других машин. Они предложили дальнобойщику подписать какие-то документы.
— Документы были на словенском языке, я ничего не понимал и отказался их подписывать, – вспоминает Дариуш. – Но транспортникам было на это наплевать! Затем подъехало два грузовых эвакуатора, и приехавшие на них люди просто начали снимать груз с прицепа.
Два эвакуатора – и это при том, что тягач не был поврежден, мог доехать до стоянки своим ходом!
Да и прицеп, по мнению дальнобойщика, совсем не обязательно было эвакуировать, ведь заново закрепить груз и пневмошланги можно прямо на обочине.
— Один из дорожников сказал, что так они и поступят. Но вскоре я понял, что план был другим. В какой-то момент они попросили меня подойти к служебной машине, как будто хотели что-то спросить, и в этот момент быстро отцепили полуприцеп от трейлера. Кроме того, они отключили датчик переключения передач, чтобы я не смог уехать на тягаче! Я так разнервничался, что просто сел и схватился за голову. Я не понимал, что происходит и не знал, что делать дальше. Почему прицеп и тягач эвакуируют? Находясь в шоковом состоянии я подписал какие-то квитанции.
Впрочем, ничего нового
Еще до эвакуации грузовика и прицепа водитель обратился за помощью к руководству своей транспортной компании и к друзьям-дальнобойщикам. К сожалению, диспетчеры не смогли ему помочь, а коллег поблизости не оказалось.
— «Помощь на дорогах» в Словении работает как самые настоящие гангстеры, быстро и безжалостно. Они создают путаницу, хаос, делают всё, чтобы у водителя начался стресс даже из-за самой незначительной поломки! – рассказывает опытный дальнобойщик Марек, хорошо знакомый с повадками словенских мошенников.
В июле этого года Марек сумел помочь своему коллеге, грузовик которого наглые «помощники» хотели эвакуировать… со стоянки!
Другого дальнобойщика, чей тягач сломался в пути, он спасти не смог. Поломка была могла быть исправлена за 10 минут на ближайшей обочине, но машину эвакуировали, отвезли в автосервис и выставили водителю счет – 1,6 тыс. евро.
— Как только они видят остановившийся грузовик, они тут же подъезжают и говорят, что здесь запрещается проводить ремонтные работы, и машину необходимо отбуксировать в сервис. Не имеет значения, мешает ли автомобиль движению или нет, на полосе он стоит или на обочине. Они кричат, машут руками, оказывают давление, - объясняет Марек.
И хотя опыта водителю не занимать, теперь он тоже старается избегать поездок в Словению.
— История Дариуша напугала меня. Когда он позвонил и рассказал, какой счет его компании выставили за эвакуацию и ремонт, я буквально потерял дар речи.
«Вытягивают последние деньги»
Тягач и прицеп Дариуша отбуксировали в автосервис, находящийся на расстоянии 80 километров от места происшествия. Технику разместили на огороженной площадке, на которой стояли большегрузы других водителей, попавшихся в лапы «помощников». Дариушу пришлось провести на этой площадке пять дней.
— Я был так взволнован, что первые сутки вообще не выходил из кабины и не знал, как себя вести, чтобы не ухудшить ситуацию. Я понимал, что я жертва, что из меня вытягивают последние деньги. Обычные сотрудники этого сервиса, конечно, ничего не могли объяснить. А тот, кто угрожал мне на дороге и пытался отнять телефон, оказался одним из руководителей. Как-то раз, когда я сидел в кабине, он подъехал на Porsche и сказал, что отдаст машину только после того, как услуги по буксировке и ремонту будут оплачены.
Сумма, выставленная компании Дариуша за эвакуацию и простейший ремонт, оказалась огромной: 12,8 тыс. евро.
Руководство компании было вынуждено оплатить этот счет, чтобы водитель смог покинуть стоянку и довезти груз до места назначения.
МИД уполномочен заявить
За безопасность и обслуживание платных дорог в Словении отвечает дорожная служба – DARS. Однако услуги грузовой эвакуации и автосервиса оказывают частные компании; именно они занимаются вымогательством. Проблема «помощников» на словенских дорогах не нова. Об опасности, подстерегающей дальнобойщиков, предупреждает польский МИД:
«…следует проявлять крайнюю осторожность при пользовании услугами эвакуации и автосервиса, предоставляемых частными компаниями. Вы должны документировать договоренности о сметной стоимости услуг до начала их оказания. Это позволит избежать недоразумений и дополнительных затрат», - говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте польского консульства в Словении.
Перед поездкой в Словению дипломаты рекомендуют оформить страховку, которая будет включать в себя помощь в случае внезапной иммобилизации транспортного средства в случае поломки или ДТП. Если же страховки нет, а наглые эвакуаторщики уже окружили сломавшийся автомобиль и навязывают свои услуги, необходимо позвонить в полицию по телефону 113.
— Это самая настоящая дорожная мафия, иначе и не скажешь! Водителей из разных стран разводят на огромные суммы. Надеюсь, что власти как-то справятся с этой проблемой, - говорит Дариуш. – Я работаю водителем уже седьмой год, чувствую себя на дороге как рыба в воде. Я и подумать не мог, что в пути со мной может случиться такое!
Журналисты портала Fleetguru беседовали с Дариушем, когда он покинул территорию Словении и ехал по Венгрии, подсчитывая расстояние до границы с Польшей. «Чем ближе я к дому, тем спокойнее себя чувствую. Скорее бы обнять жену и дочку!» - сказал дальнобойщик корреспондентам.