Приморская рулетка: каждый шестой мост в крае может рухнуть в любой момент. Почему они рушатся практически каждую неделю, кто виноват и что делать, разбиралось ИА DEITA.RU.
Рухнувший в минувшую субботу в Приморье очередной автомобильный мост, на этот раз через реку Песчанка – далеко не первая ласточка в череде неудач дорожных служб, контролирующих органов и краевых властей. Только за последний год в крае произошло несколько обрушений мостовых сооружений, и частота ЧП начинает пугающе возрастать. DEITA.RU проанализировало самые резонансные случаи обрушения этих сооружений за прошедший год и перспективы остановки приморского «мостопада».
В Приморском крае за последний год рухнуло несколько мостов, еще около 400 сооружений находится в аварийном состоянии и могут рухнуть в любой момент.
Несмотря на то, что Владивосток стал столицей Дальнего Востока, край, административным центром которого он является, не может похвастаться исправно работающей дорожно-транспортной инфраструктурой, и, как следствие — вменяемым контролем за качеством ремонта автомобильных мостов. Что порой может привести к непоправимым последствиям.
Год назад, когда Путин даровал Владивостоку престижный статус, губернатор края Олег Кожемяко лично пообещал президенту, что «если город станет столицей округа, появятся новые рабочие места, административные органы и туристические потоки». Последние, если и не прямо пропорциональны, то уж точно — взаимозависимы. Не в последнюю очередь - от качества дорожно-транспортной инфраструктуры. Примечательно, что примерно за два месяца до «остоличивания» в Приморье произошла страшная трагедия: в октябре 2018-го у окраины Осиновки под проезжающим большегрузом рухнул мост, придавив при этом молодую женщина и её трёхлетнего ребёнка. Тогда специалисты выявили в конструкции моста критические нарушения.
Большой резонанс в СМИ вызвал факт того, что сооружение не ремонтировали 22 года. То есть за время, которое впустую потратили дорожники и власти, успело вырасти целое поколение! Впрочем, тот случай, хоть и стал заметным в медиасреде, не является ни первым, ни последним в череде мостовых неудач Приморского края.
Аналогичное ЧП случилось еще раньше в Анучинском районе. И здесь тоже был замешан большегруз: на 96 километре трассы фура массой почти в 100 тонн стала «причиной» разрушения очередного моста. Объезд, к слову, тут же обсыпали. Однако, в отличие от предыдущего моста, который клятвенно обещают отремонтировать к 2023 году, здесь никто пока не шевелится. Судя по всему, лишь наличие громких заголовков (и страшных жертв) подталкивает ответственных лиц обеспечивать исправность того, что априори должно быть безопасным.
А как же министр транспорта, оценивший дорожную инфраструктуру Приморья в ходе апрельского визита в 2019 году? Тогда на улучшение состояния дорог лишь одного Владивостока направили 2 миллиарда рублей. Важная комиссия долго осматривала многострадальный Рудневский мост и наобещала, кроме реконструкции оного, построить еще один, получше и посовременнее. И подороже. Где сейчас все эти комиссии, проектная документация, геодезисты, день и ночь что-то отмеряющие? Ждем 2021-го.
Весной текущего года губернатор Приморья Олег Кожемяко в своем послании депутатам ЗакС озвучил реальные масштабы проблемы:
ремонта в крае требуют 717 мостов.
Правда, уже летом, после Госсовета с президентом, краевые власти называли цифру в 400 аварийных мостовых сооружений и обещали отремонтировать 128. Таким образом, через каждые шесть мостов, которые проедет дальнобойщик, последнему следует подкидывать монетку. Или внимательнее читать утренний гороскоп. А то мало ли чего…
К концу августа, после ставших привычными в это время года стихийных бедствий, глава Приморья изменил риторику на более жёсткую: Олег Кожемяко потребовал служебной проверки по фактам очередных повреждений самых злополучных дорожно-транспортных сооружений Приморья. Губернатор пообещал наказать виновных, и восстанавливать – не только справедливость – но и мосты.
Иногда, глядя на хронологию «мостовой хроники», так и хочется театрально вскинуть руки и крикнуть: «Ну я же говорил!». Взять хотя бы последний случай: 12 октября, то есть буквально днях, мост через реку Песчанка провалился. Вроде бы, все как обычно – проехал многотонный грузовик. Но здесь даже на металлических балках – лежал ДЕРЕВЯННЫЙ настил! С таким отношением вовсе не удивляет возрастающая по экспоненте частота появления сообщений об очередном рухнувшем чуде инженерной мысли.
Вот и неделей раньше – 3 октября – мостовое сооружение на 48 километре Штыково-Ивановка, пусть и частично, но обрушился. Ранее DEITA.RU писало, что провал в дорожном покрытии некоторые комментаторы в соцсетях назвали «окном в стабильность». Остаётся надеяться, что исправно продолжающие ездить по мосту фуры – явление временное, и вскоре дорожники одумаются. Как вариант, им будет полезно вспомнить, как за несколько дней до этого упал похожий по своей конструкции мост - через реку Лазаревку на краевой автодороге Дальнереченск - Ракитное. Причина (барабанная дробь) такая же — разъездились, ту, понимаете ли, гружёные самосвалы.
Кроме угрозы жизни, от внезапно исчезающих с дорожной карты Приморья мостов есть угроза более тривиальная – экономическая. Очевидно, что край с умеренно-муссонным климатом, обладающий разнообразным рельефом, десятилетиями развивал свою транспортную сеть совершенно определённым образом. И
когда маршрут, годами объезженный дальнобоями, мелкими перевозчиками, да и просто людьми, спешащими по делам, становится недоступным – теряются деньги.
Не говоря уже о расходах на реконструкцию\ремонт. Так в селе Шумное уже долгое время лежит мертвым грузом мост, объехать который можно лишь по специально отведенной дороге. Но и она частенько перемывается, что попросту закупоривает движение в Чугуевском районе, который по большей части представляет из себя пересечённую местность с низинами. Летом этот коктейль идеально дополняют дожди и безответственное отношение властей к транспортному вопросу.
Ранее DEITA.RU писало о том, как губернатор Олег Кожемяко официально признал, что «ситуация по мостам и муниципальным дорогам доведена до крайнего состояния». Это подтверждает и статистика, согласно которой Приморский край входит в топ-5 регионов России по количеству аварийных мостов. Всего по стране насчитывается 3, 5 тысяч таких сооружений, из которых более 700 – находятся в Приморье.
В качестве решения краевая администрация обещала ремонтировать по 10 мостов в год. Очевидно, что такими темпами процесс восстановления дорожной инфраструктуры затянется на несколько десятилетий. Падающие мосты, вероятно, ждать не будут. Поэтому краю может понадобиться помощь федерального центра, однако в этом году он ее уже не получит, потому что край не уложился в сроки по ремонту дорог по нацпрограмме БКАД. На конец сентября программа в крае была исполнена всего на 30%, за что на губернатора обрушились с критикой федеральные министры.
Причины мостопада в Приморье озвучивал еще позапрошлый губернатор –
большая часть мостов в крае строилась в середине прошлого века, многие сооружения возводились, как временные.
Естественно, что без должного внимания им пришло время умирать. То есть падать. Срок их службы вышел все возможные пределы, и, судя по нарастающей частоте обрушений последних, логично предположить, что приморцам уже в самое ближайшее время стоит ожидать самого настоящего «мостопада». Повестка дня, исходя из прошлого опыта, строится вокруг того, кто будет отвечать за загубленные жизни, потраченное время и деньги.