Весогабаритный контроль на трассах федерального значения будет передан Ространснадзору, а на региональных автодорогах – местным органам исполнительной власти. При этом он будет полностью исключен из компетенции ГИБДД.
Таковы положения законопроекта, который в ближайшее время будет внесён на рассмотрение Правительства. Об этом в прошедшую пятницу рассказал директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Александр Проходцев.
Поправки в КоАП, перераспределяющие полномочия в сфере весогабаритного контроля, были представлены Минтрансом еще весной этого года. Вынося документ на публичное обсуждение, представители ведомства отмечали, что главная его цель – снять избыточную нагрузку с ГИБДД.
В июле прошлого года с инспекторов уже сняли часть нагрузки; тогда Ространснадзору были переданы полномочия по контролю за неплательщиками системы «Платон».
Стоит отметить, что избавить МВД (структурным подразделением которого и является ГИБДД) от избыточных компетенций поручил в июле этого года президент России Владимир Путин.
Сегодня ГИБДД имеет неограниченные полномочия в области весогабаритного контроля. Сотрудники Ространснадзора, в свою очередь, также могут штрафовать перевозчиков – но лишь на стационарных и мобильных постах. Нет у них и доступа к базе автоматической фиксации правонарушений.
Если предложенный Минтрансом законопроект будет принят, то ГИБДД лишится возможности штрафовать перевозчиков за перевес и несоблюдение габаритных норм.
На федеральных трассах этим будет заниматься Ространснадзор, а на других дорогах – региональные органы исполнительной власти.
Не во всех регионах рады таким перспективам. Представители некоторых субъектов федерации подчеркивают, что для обеспечения контроля потребуется увеличить финансирование административного аппарата и расширить штат сотрудников, что противоречит проводимой в РФ политике по сокращению числа госслужащих. Кроме того, органы исполнительной власти в регионах придётся наделить правом самостоятельно останавливать, проверять и задерживать транспортные средства.
В Минтрансе, однако, уверены, что увеличения финансирования не потребуется, так как в бюджеты регионов начнут поступать большие суммы от штрафов, которые уменьшат расходы на ремонт дорог. Представители транспортного ведомства также подчеркивают, что МВД готово оказывать содействие в оперативной остановке большегрузов для их проверки.
Минэкономразвития, в свою очередь, считает, что без дополнительных полномочий возможности исполнительной власти в регионах будут ограничены. Министерство предлагает не спешить и внести изменения в КоАП в рамках подготовки новой редакции кодекса – она вступит в силу 1 января 2021 года.
Напомним, что национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предполагает создание 387 автоматических пунктов весогабаритного контроля на федеральных и 366 на региональных автодорогах к концу 2024 года. В конце 2018 года на дорогах России действовало 79 таких пунктов.