Перевозка сборных грузов требует от водителя собранности, железных нервов и умения работать в режиме многозадачности. Наградой за труд может стать двойная ставка: главное – найти прибыльное направление.
О своём опыте перевозки сборных грузов рассказывает предприниматель Дмитрий Гаршин.
Я занимался сборными грузами много лет и накопил определенный опыт, которым хочу поделиться. Он будет полезен как фуристам, так водителям средне- и малотоннажных машин.
Времена настают тяжелые: частники потихоньку уходят с рынка, потому что ставки ниже некуда, и единственный вариант выживания, который я для себя определил еще в 2011 году, это перевозка сборных грузов. До этого у меня были две машины, они ездили по маршруту Липецк—Москва, возили по 20 тонн и за два года ничего не заработали, только ломались: прибыли как таковой не было.
Если вы решили заняться сборными грузами, то должны понимать, что это работа не для всех, и далеко не каждый водитель сможет с ней справиться.
Необходимо, чтобы водитель не был ленивым, обладал хорошо подвешенным языком и отлично ездил на автомобиле. Как правило, эти качества сочетаются в самих хозяевах транспорта, поэтому я буду давать советы в основном владельцам машин, которые ездят на них самостоятельно.
Что нужно, чтобы возить сборные грузы?
Во-первых, вы должны хорошо водить. Перевозка сборных грузов требует четкого следования заранее выстроенному графику. У вас нет времени подгонять машину к эстакаде полчаса, вы должны подогнать её с первого раза. Ваше время – это ваши деньги.
Я ездил по маршруту Липецк—Санкт-Петербург, и у меня всегда было несколько выгрузок в Питере. Я приезжал туда в среду после обеда или в четверг с утра, и мне надо было за полдня развести все грузы. В день я успевал объехать по 5-6 точек. А Питер немаленький, переезды в нем длинные, поэтому машину надо подгонять быстро, без задержек.
Во-вторых, вы должны выбирать грузы, которые хорошо совмещаются между собой. Например, берёте рулон металла – он тяжелый и совершенно необъемный, и к нему легкий груз, допустим, чипсы или утеплитель. За каждый догруз вам будут платить его ставку, которая на данный момент актуальна.
Самая прибыльная схема: получаете одну ставку за тяжелый груз и одну за легкий, в сумме – получаете две ставки, не перегружая машину.
Сейчас на рынке много маленьких и тяжелых грузов - металл, рулоны, профиль. Этот груз не портится, на него можно складывать другие, легкие грузы, и это дополнительная возможность заработать. Если у вас по какой-то причине не получается совмещать легкие и тяжелые грузы, то собирайте грузы исходя из свободного места в машине – ставка тогда, конечно, будет поменьше.
Вам придётся заранее созваниваться с грузоотправителями. И уточнять у них - во сколько будет готов груз, будут ли к этому времени готовы документы, есть ли необходимые доверенности, со скольки и до скольки работает точка, когда у сотрудников обед, нет ли погрузчика или балки, если загрузка боковая или верхняя. Грузовладельцам пофигу, сколько вы будете стоять у пандуса, а для вас время это деньги, поэтому решать такие вопросы должны вы.
Вы должны выстраивать маршрут погрузок исходя из графика работы. Самым тяжелым днём для меня была пятница. Это последний рабочий день, поэтому в пятницу нужно успеть всё: по пятницам я грузил до шести точек. Начинал с той, которая открывается раньше всего и в которой готовы груз и документы. Самой последней точкой в таком случае должна быть та, которая работает допоздна (а в идеале круглосуточно).
Выстраивая маршрут по такому принципу, приходится жертвовать лишними километрами пробега, но тут уж ничего не поделаешь.
Важно четко понимать, какие у вас будут грузы и как вы их будете расставлять, чтобы у вас не получилось перегруза по осям. Или чтобы вам не поставили пятитонный рулон в самый хвост, чтобы морда не поднялась и рама не сломалась. Если у вас закрытый кузов, то всё еще сложнее – тогда вы должны пытаться маршрут погрузки выстроить согласно порядку выгрузки.
Когда я начинал работать, у меня был фургон, и приходилось постоянно думать о том, как я буду выгружаться. Иногда нужно было выкатывать и закатывать обратно палеты, это тот еще геморрой.
Поэтому машина для сборных грузов должна быть со всеми растентовками – и точка. Если у вас фургон, можете первое время поработать с ним, но кузов надо менять. Только штора (или мешок, но с ним долго расчехляться), с возможностью боковой и верхней погрузки и съемная поперечина сзади. Это идеальный автомобиль для сборных грузов. В таком случае водителю не важно, в каком порядке его загружать и выгружать.
70-80% сборных грузов можно загрузить сбоку погрузчиком или сверху кран-балкой. Я просто подходил к людям и говорил – закиньте сбоку, мне так удобнее. Это действительно просто и быстро.
Полы в машине в идеале должны быть деревянными. Часто приходится возить металл, кабель; под них нужны ложементы или специальные поддоны. Под кабель обязательно нужно прибивать доски. Лучше, если полы не фанерные, а дощатые. Да, это некрасиво, и рохля по ним ездит плохо, но к таким полам хорошо прибиваются доски, их не жалко, и крепление получается надёжным. А за металл и особенно за кабель всегда хорошо платят.
Желательно, чтобы в автомобиле была своя рохля. Можете купить бэушную, цены начинаются с 3-4 тысяч рублей. Это очень удобно для сборных грузов: если у вас разгрузили заднюю часть машины, а в морде осталось что-то тяжелое, можно взять рохлю и самому переместить палеты. С помощью рохли можно загрузить машину или освободить место под выгрузку. Она должна быть в машине – если у вас, конечно, не трехметровая газель.
У вас должно быть минимум 10 ремней с работающими трещотками. 10 – самый минимум. У меня было 22 ремня, и мне иногда не хватало. Сборный груз бывает разный. Случается и такое, что ни один ремень не пригодится, но чаще всего они нужны.
Ценообразование и поиск грузов
В каких-то случаях грузоотправители могут обратиться к крупным транспортным компаниям, но они везут грузы долго.
Если груз должен быть доставлен завтра или послезавтра на 700-1000 километров, ни одна ТК с этой задачей не справится. И поэтому ваша ставка должна составлять минимум две ставки за фрахт машины вашей кубатуры и вашей грузоподъемности в крупной компании.
Например, если на 1000 км машина едет за ₽25 000, то ваша ставка должна составить ₽50 000. Конечно, бывают сложности – я говорю про идеальную ситуацию. Можно упасть до 1.7, 1.6, до полутора ставок. Но в идеале вы должны ориентироваться на двойную ставку от ставки такой же машины за один груз.
Расскажу, как я определил для себя ценообразование. С Питера на Липецк, Воронеж, Тулу и Тамбов (это мое направление) тариф высчитывается очень легко. Это ₽2000 за палет, ₽5000 за тонну (если груз тяжелый, можно упасть до ₽4000) или ₽1000 за кубометр.
Предположим, что вы нашли груз в 20 кубов, 10 палет и 5 тонн. 20 кубов - ₽20 000, 10 палет - ₽20 000, 5 тонн - ₽25 000. Смотрим, какой показатель дает наивысшую ставку и озвучиваем её клиенту.
Если вы видите, что на АТИ выскочил груз, ставка которого подходит вам по всем параметрам – тут же звоните и берите его, если, конечно, грузоотправитель не весь в красных звёздах. Хорошие грузы уходят за минуту. Бывали случаи, что груз уходил за считанные секунды: только выложили, я набираю номер, дозваниваюсь и узнаю, что он уже ушел. Конкуренция очень высока, и дальше будет только хуже. Сейчас, конечно, есть АТИ-пейджер для телефона, на него приходят сообщения, но не забывайте, что приходят они не только вам.
У многих дальнобойщиков дома сидят жены и постоянно обновляют браузер. Какая-то из них наверняка окажется быстрее, чем вы, и сумеет взять груз.
В моём DAFе была выдвижная полочка, на которой стоял ноутбук, закрепленный резинкой с крючками. Раз в несколько минут я нажимал кнопку "Обновить" и прозванивал интересные грузы. У меня получалось: пока я ехал на Питер, находил 80% обраток.
В машине стоял лазерный принтер; я сбрасывал карточку клиента, свои данные, мне присылали заявку. Затем я распечатывал её на принтере, сканировал и отправлял обратно. Приезжая в город, я уже понимал, какой у меня маршрут, и часто получалось так, что я выгружался, освобождал место в машине и сразу же ехал за другим грузом.
Работа не для всех
Сборный груз – это груз, который нужно доставить быстро. Если бы сроки не были важны для грузовладельца, его отправили бы «Деловыми линиями».
С Питера на 1000 километров можно смело брать грузы с доставкой на послезавтра. За одну ночь 1000-1200 проехать тяжело. Доехать можно разве что до Москвы, да и то, развезти грузы по точкам вы скорее всего не успеете. Если грузов немного, например два, то вы можете успеть приехать в 10-11 часов утра и за оставшиеся 6 часов их развести. Но если грузов много, начнутся проблемы: клиенты будут звонить и выносить мозг, вы можете попасть на штрафные санкции, вам могут сделать отметку на АТИ. А репутация в этом деле очень важна: вы должны показать себя как человек ответственный, пунктуальный и адекватный.
Если вы грузитесь на расстояние от 1000-1200 км, то лучше всего грузиться в четверг или пятницу. Тогда в субботу с вас требовать выгрузку никто не будет. Вы можете набить машину по максимуму, и у вас будет 2 дня, чтобы проехать нужное расстояние. За это время можно и 2000 км преодолеть.
Выстраивать свой график необходимо исходя из того, какой маршрут у вас будет основным. График должен быть точным и четким, построенным не абы как, а исходя из четкого понимая будущей поездки. Только тогда у вас получится заработать на сборном грузе.
У меня есть знакомые, с которыми я делился своими советами. Они пробовали возить сборные грузы, и... у них ничего не получалось.
Он продолжили возить по 20 тонн, убили машины, продали их и теперь работают на дядю. Есть люди, которым это не дано, и вы должны понять, дано ли это вам, готовы ли вы ради нормального заработка терпеть все трудности.
А трудностей немало. Клиенты постоянно звонят, выносят мозг, спрашивают, когда приедет машина. Вы должны отвечать, что уже подъезжаете и находитесь буквально за углом – даже если вы до сих пор стоите на предыдущей разгрузке. У вас должно иногда "сдуваться колесо". И, конечно, вы должны быть морально устойчивы – иначе к вечеру клиенты выжмут из вас все соки, и вы будете никакой.
Случалось и так, что грузов не было вообще. Бывало, что я возвращался с полупустой машиной и всё равно получал больше, чем люди, которые везли по 20 тонн. Но иногда возить 20-тонные грузы приходилось и мне: поначалу сборные на Питер было не найти, и я возил туда сахар, соки, что-то еще. Три четверти ставки тогда составляла ставка с Питера на юг, в Липецк, Воронеж, Тулу, Тамбов, а туда приходилось ехать абы за что.
Несколько раз я даже уезжал в Питер пустым – но лучше уж пустым долететь, чем везти туда сахар за 22 тысячи и потом сутки ждать разгрузки на пепси-коле.
Затем, в 2013-2014 годах начали появляться нормальные обратки.
* * *
Про сборные грузы можно говорить бесконечно. Я возил их с 2011 по 2016 годы. Возил из Петербурга на олимпиаду, пробовал и другие направления, но самым прибыльным было направление Санкт-Петербург—Липецк и соседние области. Сейчас оно умерло, и нужно искать другие.
Если вы хотите заниматься сборными грузами, вы должны найти золотую жилу – город, из которого есть устойчивый поток небольших грузов. Это может быть Нижний Новгород, Казань, Москва, Питер, Воронеж – любой крупный город, в котором развита какая=то промышленность, где что-то производят и продают в другие города.
Если вы нашли такое направление, то туда можно поехать за одну ставку и заработать на обратном сборном грузе.
А если вы нашли направление, по которому сборный груз есть в обе стороны, то вы – молодец.