Между челябинским предпринимателем и администрацией города произошел конфликт, пострадать от последствий которого могут тысячи автовладельцев. Причиной раздора стал участок земли, через который мэрия провела дорогу, «забыв» выкупить территорию.
Сейчас предприниматель намерен в суде добиться, чтобы ему заплатили за участок. Дело может дойти до того, что автодороги «Меридиан» могут сузить до одной полосы.
Жертва «дорожной революции»
История с земельным участком в Ленинском районе Челябинска началась в 2010 году. Тогда администрация города активно расширяла «Меридиан» и строила новые развязки. Выяснилось, что при возведении развязки Копейское шоссе – ул. Рождественская – «Меридиан» один из фрагментов дороги должен пройти через частный земельный участок. В апреле 2011 года комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Челябинска информировал владельца земли Алексея Бредихина о необходимости изъять часть участка из-за срочной необходимости продолжить строительство развязки.
«На встрече с КУИЗО мы объяснили, что часть участка невозможно изъять, потому что это лишит нас парковки, возможности эксплуатировать здания, работать с грузовым транспортом на оставшейся территории, а также нам не смогут обеспечить прокладку согласованного газопровода», – рассказал представитель собственника.
В итоге были предложены два варианта: помочь собственнику с проработкой вопроса парковки и газопровода или полностью изъять земельный участок с недвижимостью. «Проектировщик дороги не смог решить задачу с переносом газопровода и парковками, поэтому мы согласились на вариант выкупа всего участка», – отметил представитель собственника.
Так участок выглядел до строительства автодороги
Однако, по его словам, администрация после этого не предпринимала никаких действий, чтобы выкупить эту землю. В июле 2011 года вышло распоряжение об изъятии части участка и через несколько дней с этим документом строители фирмы ООО «ПКО ЧЕЛСИ» зашли на территорию, снесли забор и ворота и начали дорожные работы.
В процессе строительства дороги предприниматели обращались в администрацию с просьбой начать процедуру изъятия целого земельного участка. Его цена, по оценкам экспертов, на тот момент составляла 100 млн рублей.
В 2013 году Алексей Бредихин и Денис Юсупов (владелец недвижимости на участке. – Прим. ред.) обратились в суд. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил, что права истцов были нарушены (решение суда имеется в распоряжении редакции. – Прим. ред.).
«Поскольку судом установлено, что бездействие администрации г. Челябинска нарушает права Бредихина А.В., администрацию г. Челябинска следует обязать устранить допущенное нарушение путем рассмотрения вопроса о принятии решения об изъятии принадлежащего Бредихину А.В. земельного участка площадью 4122 кв. м для муниципальных нужд», – говорится в материалах суда.
Системная проблема
Суд не обязал администрацию выкупать участок, а лишь настоял на устранении нарушений прав предпринимателя – власти сами должны были принять решение, сколько земли надо купить. Алексей Бредихин же настаивает на том, что сейчас участок непригоден для осуществления той деятельности, которой занимается его предприятие, – логистические услуги и грузоперевозки. Этот факт подтвердила экспертиза, которую проводила компания «Оборонэкспертиза – Челябинск».
«С момента ликвидации выезда доступ грузового транспорта к зданиям стал невозможен, поэтому изъять часть участка нельзя»,
– подтвердили в компании, проводящей экспертизу (результатыее имеются в распоряжении редакции). Сам Бредихин от комментариев отказался. Предприниматели снова обратились в суд для разъяснения решения, чтобы обязать администрацию выкупить весь участок. По словам судебного эксперта Владимира Добрынина, в конце ноября будет вынесено решение о выкупе. Пока же как собственник земли, по которой проходит автодорога «Меридиан», Алексей Бредихин имеет право вернуть себе законный въезд на территорию. «Есть основания восстановления земельного участка, забора и выезда в первоначальное состояние, – отметил представитель собственника. – При этом произойдет заужение проезжей части до одной полосы движения».
Редакция «ФедералПресс» направила запрос в администрацию города для разъяснения ситуации. В администрации отметили, что правообладатели участка обратились в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации, а также с требованием возложить на нее обязанность изъять земельный участок и все находящиеся на нем объекты недвижимости: склады, помещения для ремонта,административно-лабораторный корпус.
«Решением арбитражного суда Челябинской области от 01.07.2014 по делу А76-5243/2014 в удовлетворении требований к администрации города Челябинска отказано в полном объеме. Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда, Арбитражным судом Уральского округа решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.07.2014 оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалоба заявителей – без удовлетворения»,– ответили на запрос в администрации города.
Как отмечают эксперты, такая ситуация могла возникнуть из-за непрофессионального подхода к реализации больших дорожных проектов. Город должен готовиться к строительству и делать так, чтобы в законности действий не было сомнений.
«У нас в Челябинске ни один транспортный проект за всю историю не имел обоснования. Как пришло в голову, так и строят, а почему, какие последствия будут – не имеет никакого значения,
– говорит директор консалтинговой компании «КЭМП» Яков Гуревич. – Это нормальная практика для Челябинска – строить дороги так, как вздумается. У меня подозрение, что все зависит от конкретной личности – человека, который отвечает за дорожное хозяйство».
Это не единственный случай, когда предприниматели пострадали от «дорожной революции». Ранее СМИ писали о конфликте администрации с компанией «Кузнецкие ферросплавы», которая требовала компенсацию за территорию возле торгового центра, где были построены новый мост и транспортная развязка. В итоге суд обязал выплатить владельцам 42 млн руб. Еще одна история связана с индивидуальным предпринимателем Андреем Емельяновым, у которого изъяли участок земли, а взамен дали три других, – следственные органы разбираются в ситуации.
Напомним, «дорожная революция» была начата во время губернаторства Михаила Юревича в 2010 году. Пик дорожного строительства пришелся на 2011–2012 годы, тогда на дороги было потрачено больше 20 млрд рублей.