Там, где нет вездесущих транспортников и рамок весогабаритного контроля – в условиях бездорожья, в глухой тайге, на рудниках и выработках – правят бал тяжеловесы, по сравнению с которыми американские «Фредлайнеры» кажутся совсем небольшими.
В феврале мы писали о карьерном самосвале Тонар-7502, который проходит испытания на Удачнинском горнообогатительном комбинате в западной Якутии. Автобаза этого ГОК – экспериментальная площадка, на которой обкатывается самая разная техника. В прошлом году сюда прибыл уже второй по счету тяжеловесный Тонар, который задействовали в вывозе руды с Верхнемунского месторождения.
Вкратце напомним, что это за машина. Тонар-7502 - тягач с колесной формулой 6х6 и двумя самосвальными прицепами боковой разгрузки по 36 кубов каждый. Двигатель - Cummins мощностью в 760 л.с., трансмиссия - автомат от Allison. Большегруз создан подмосковным заводом ТОНАР специально для работы в условиях Крайнего Севера.
О том, как создавался грузовик и как он проходит испытания, рассказал начальник автоколонны автобазы технологического транспорта Удачнинского ГОК Анатолий Буханцев:
— История такая. Когда разрабатывался проект доставки руды с Верхнемунского месторождения, понадобилась машина, которая возила бы тяжелые грузы и подходила для наших дорог. Мы купили два тягача Scania с самосвальными прицепами для перевозки овощей и начали их испытания.
На заводе ТОНАР узнали, что нам нужны прицепы. К нам приехал технический директор завода и предложил изготовить полуприцеп для наших Scania. Когда зашел разговор о машинах, он сказал, что завод может сделать тягач, адаптированный для наших условий.
Эту машину изготовили буквально за год: поставили сюда, в Удачный, и начали испытания.
Первоначально было много поломок. Выходила из строя коробка, редуктор заднего моста. Но завод вложился в этот проект, запчасти возили быстро, самолётами, и вскоре машина "пошла". Она работала на карьере Зарница и показала себя неплохо, но двигатель оказался слабоват: в снег и гололед грузовик не мог преодолевать подъемы.
Для Верхнемунского месторождения такой слабый двигатель не годился. Завод принял решение сделать другую машину. Второй экземпляр был доставлен в Удачный в начале 2019 года.
Тягач показал себя идеально: отлично справлялся со снегом, гололедом, преодолевал подъемы без каких-либо затруднений.
Электроники на Тонарах по-минимуму. Коробка - автоматическая, с гидротрансформатором; она позволяет свободно трогаться груженым в гору. Машина начинает движение на гидротрансформаторе, а затем переходит на механическое переключение.
Кабина первого Тонара была жестковатой, в ней было шумно. На втором Тонаре все эти ошибки исправлены: амортизация очень мягкая, шума практически нет.
Был нюанс – в переднем мосту раздавило упорные шайбы. Они не были рассчитаны на такие нагрузки. Привезли новые шайбы из более твердого сплава, заменили: машина пошла.
Возможно, будут еще какие-то моменты. Это понятно, ведь идут испытания, и машина не серийная.
Сейчас на заводе планируют сделать Тонар для карьера Зарница грузоподъемностью 250 тонн. Это будет тягач с четырьмя прицепами: на последнем установят дополнительный двигатель. Такие автопоезда встречаются в некоторых странах. Эстакада ему не понадобится: прицепы будут раздельными, и для выгрузки будет достаточно наших пандусов.
По материалам youtube-канала "Алмазный край"