Конкуренция на рынке автоперевозок ужесточается, издержки предпринимателей растут, а тарифы не поспевают за инфляцией – но даже в условиях падающего рынка некоторые игроки наращивают темпы роста.
Меньше грузов и грузовиков
2019 год оказался непростым для многих транспортных компаний. Несмотря на рост грузооборота (по данным Росстата, за первые 10 месяцев текущего года он увеличился на 5,7% в отношении АППГ), предприниматели всё чаще отмечают сокращение общего объёма перевозок.
— По итогам года тоннаж сократится примерно на 5%, – рассказала нам партнер исследовательского агентства M.A. Research Людмила Симонова. – Это связано с общим состоянием экономики и снижением грузовой базы.
Еще один маркер, сигнализирующий о тревожном состоянии отрасли – падение продаж грузовых автомобилей (–4% за 11 месяцев текущего года). При этом крупнейшие отечественные производители – КамАЗ и ГАЗ – сумели выйти в плюс, в то время как все без исключения зарубежные компании (а вместе с ними и российский УралАЗ) показали отрицательную динамику.
— У бизнеса банально не хватает денег на импортную, более дорогую технику. Для сохранения автопарка коммерсанты вынуждены чаще ремонтировать технику, проводить капремонты, а не покупать новую. И эта тенденция продолжится, поскольку объективных экономических перспектив возврата к росту рынка нет. Возможно, будет небольшой рост на подержанную технику, - цитируют советника при Минэке по вопросам автомобильной отрасли Сергея Бургазлиева «Известия».
Снижение грузовой базы – главная, но не единственная проблема, обусловленная экономическим спадом. Ухудшение делового климата также сказывается на работе логистических компаний.
— В последнее время мы замечаем серьезное снижение платежеспособности наших контрагентов, – рассказывает генеральный директор транспортно-логистической компании «ТЛК Групп» Роман Богатырев. – В этом году мы подали рекордное для нашей компании количество исков в суд. Для работы с неплательщиками пришлось расширить юридический отдел.
Еще одной проблемой для транспортных компаний стал рост издержек. Цены на топливо в этом году выросли незначительно, но сыграли свою роль повышение НДС, увеличение тарифной ставки системы «Платон» и рост цен как на сами грузовики, так и на запчасти к ним. В сложившейся ситуации способность сократить издержки и предложить выгодный тариф, не потеряв при этом в прибыли, становится для логистических компаний залогом выживания.
«Всё упирается в конкуренцию»
— Какие-то фирмы показали по итогам года прирост в 50-70%, а какие-то на столько же сократились, – рассказывает Людмила Симонова. – Всё зависит от внутренней ситуации в компании. Сегодня лучше всего себя чувствуют международники (хотя и в этом сегменте есть игроки, закрывшиеся в уходящем году), а сложнее всего приходится небольшим компаниям, ИП, не сумевшим «вписаться» в рынок, в ритейл (а ритейл очень активно с ними работает).
Рост тарифов на уровне 1,5% при инфляции 4% - это очень мало. Только большие компании могут позволить себе эффективно снижать издержки в таких условиях.
Именно этим объясняется разница в темпах роста между крупными и небольшими перевозчиками. Если компании из Топ-30 в 2018 году выросли на 17%, то малый бизнес – всего на 4%. Людмила Симонова уверена: в 2019 году разница будет примерно такой же (с поправкой на общее снижение темпов роста в обоих сегментах).
— Всё, в конечном счете, упирается в конкуренцию. Предложение на рынке очень большое, и выигрывают те компании, которые могут снизить издержки на перевозки не завышая тарифы, а оптимизируя бизнес-процессы, – объясняет эксперт. – Такие компании могут расти на 50% в год даже на падающем рынке: среди крупных игроков примеров достаточно.
Последнее относится не только к перевозчикам, но и к транспортно-экспедиционным компаниям. К примеру, «ТЛК-Групп» за прошедший год открыла 13 новых филиалов и расширила свои компетенции, выйдя на рынок контейнерных железнодорожных перевозок.
— В этом году мы сделали акцент на автоматизации бизнес-процессов, вели активную доработку нашей CRM и сайта, готовим к запуску новый личный кабинет для клиентов, - рассказывает Роман Богатырев.
Бороться с издержками компании помогает строгий контроль расходов.
— Мы снижаем издержки разными способами: ужесточаем требования к контрагентам, совершенствуем наше собственное программное обеспечение. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы грузоперевозки с нашей компанией были как можно более прозрачными и понятными для наших клиентов и партнёров, – объясняет Роман Богатырев. – Когда компания работает на развитие, прибыль постоянно приходится вкладывать в будущие проекты.
Мы придерживаемся одного правила: инвестировать в бизнес только собственные, заработанные средства.
Все эти меры помогают «ТЛК-Групп» активно развиваться и наращивать число филиалов в регионах. В будущем году компания намерена расширить присутствие в центральной части страны, в Сибири и на Дальнем Востоке, открыв порядка 30 отделений.
Что дальше?
По мнению Людмилы Симоновой, основным драйвером роста рынка автомобильных грузоперевозок в наступающем году может стать сегмент негабаритных грузов.
— Растущий объем перевозки негабаритов будет связан с реализацией инвестпроектов, причем это не только национальные проекты, но и модернизация энергетики. Там уже утверждены серьёзные вложения на огромные суммы: замена генераторов, турбин, модернизация электростанций. Не стоит забывать об инфраструктурных проектах, строительстве АЭС за рубежом, объектов нефтехимической отрасли. Крупногабариты будут тянуть отрасль, – отмечает эксперт.
– Но в то же время потребительский спрос на уровне населения остаётся низким. В сегментах DIY и FMCG (товары повседневного спроса) темпы роста очень невысокие.
Еще одна тенденция, которая, по всей видимости, будет усиливаться в наступающем году – консолидация рынка. Доля крупнейших компаний продолжит расти, в то время как маленьким предприятиям и ИП будет непросто за ними угнаться – ведь издержки продолжат увеличиваться. 1 февраля 2020 года тариф системы «Платон» вырастет до ₽2,2 за километр. Кроме того, с нового года вырастет размер утилизационного сбора, что неизбежно приведёт к росту цен на новые грузовики.
Работу перевозчиков может осложнить госрегулирование. В течение 2020 года прекратит действовать отсрочка, предоставленная физическим лицам для оснащения принадлежащих им грузовиков тахографами. Законопроект о реестрах перевозчиков и экспедиторов также может быть рассмотрен в будущем году. Иными словами, случиться может всякое, но ясно одно – жизнь транспортно-логистических компаний точно не станет проще.