Омич Валерий Желудев, перебравшийся в Америку и устроившийся работать дальнобойщиком, рассказывает о плюсах и минусах этой востребованной в США профессии – с поправкой на местные реалии.
— Хочу поговорить о простых вещах – рассказать о плюсах и минусах работы тракдрайвера (дальнобойщика) в США.
Первый – и самый главный плюс, из-за которого люди в принципе идут на работу – это деньги. Работая дальнобойщиком в Америке, можно получать зарплату выше средней. То есть мы, приезжие, зарабатываем больше, чем среднестатистический американец.
Второй плюс – относительная свобода. Над дальнобойщиком не стоит начальник, менеджер, заместитель менеджера, у него не сидит на голове руководство, которое говорит, что делать. Конечно, бывает всякое. Случается, что диспетчер может себя не очень хорошо вести или хозяин фирмы может попытаться вас контролировать. Но в грузоперевозках можно найти нишу, которая придется вам по душе и в которой никто вами не будет командовать. А может вы вообще купите свой трак и будете брать грузы самостоятельно, когда захотите.
Третий плюс – гибкий график. За 2019 год я проработал 9 месяцев. 90 дней в году я отдыхал. На какой еще работе вы сможете отдыхать тогда, когда вы хотите?
Конечно, если вы новенький водитель, устраиваетесь в компанию без опыта и будете сразу просить график «неделя работы – неделя отдыха», вас вряд ли кто-то возьмёт.
Но если вы уже чуть-чуть подросли и набрались опыта, вы сможете найти подходящий вариант, компанию с гибким или свободным графиком, или купить свой трак и работать, когда захочется.
Я работаю водителем в компании и знаю кучу коллег, которые работают 9-10 месяцев в году. Многие уезжают на зиму – например, в Мексику или в Доминикану. Когда я проанализировал свой прошлый год работы, то понял, что отдыхал 3 месяца. У меня родилась дочка, поэтому я брал 2 месяца, и остальное кусочками, когда мне нужно было сделать какие-то дела или просто отдохнуть.
Четвертый плюс – относительно быстрая возможность развития. Многие работают полгода, чтобы набраться опыта, а затем покупают свой трак, начинают работать на себя, открывают компании, нанимают водителей. Возможность развития и роста здесь большая по сравнению с другими сферами деятельности.
Пятый плюс – вы не сидите в офисе в четырех стенах, а путешествуете, смотрите, где какая природа, как люди живут в разных штатах. Это неоднозначный плюс, потому что вы не можете заезжать в какие-то города или останавливаться для прогулок где захотите, ведь вам нужно везти груз. Но в целом вы ездите по Америке, путешествуете и получаете за это деньги.
Если есть плюсы – должны быть и минусы
Первый и самый жирный минус в противовес хорошему заработку: вы не можете возвращаться домой, к семье каждый вечер. Сейчас, со введением ELD (электронные контрольные устройства, жестко контролирующие РТО) вы отсутствуете в основном 5 дней. Вы не можете работать более 5 смен по 14 часов подряд без двухдневного перерыва. Потом нужно отдыхать, и я советую всем проводить эти дни дома. Минус в том, что вы не приходите домой каждый вечер.
За полтора года работы самое долгое время, на которое я уезжал – это 9 суток. В основном я уезжаю на 4-5 дней, и после этого 2-3 дня провожу дома.
Второй минус – сидячий образ жизни, постоянное нахождение в кабине. Это очень серьезно вредит вашему здоровью. При таком образе жизни нужно хорошо следить за питанием, не злоупотреблять энергетиками и кофе, не есть сладости, не курить. Необходимо следить за своим здоровьем, ведь никто не позаботится о вас так, как вы сами. Важно делать зарядку – прыгать со скакалкой, отжиматься, приседать. Многие люди справляются с этим вызовом и сохраняют своё здоровье, работая дальнобойщиками.
Конечно, я бы не советовал работать дальнобойщиком как американцы, по 20-30 лет. 5 лет максимум – затем открывайте своё дело и нанимайте водителей!
Третий минус – опасность. Все люди ездят на работу на машине, но когда они едут 30 минут до работы и обратно – это одно, а когда проводишь за рулем 11 часов ежедневно – риск попасть в ДТП возрастает. Плюс к тому – погода, смена штатов, смена климатических поясов. Вы ездите в разных погодных условиях, ночью и днём, и это опасно.
Четвертый минус этой работы – дальнобойщикам очень тяжело нормально питаться. Многие водители берут еду с собой, а врачи советуют есть только свежеприготовленную пищу. Постоянно готовить свежую еду практически невозможно, иногда приходится питаться на тракстопах. Это сказывается на здоровье. Нормально питаться при такой работе достаточно тяжело.
Пятый минус – ваше интеллектуальное развитие, а вернее его отсутствие. Сейчас я называю себя бывшим интеллигентом: в России я получил образование ветеринарного врача, работал в ветеринарных службах. При работе водителем многие люди привыкают, что им не нужно развивать свои умственные способности, и потом испытывают трудности, если им вдруг приходится менять сферу деятельности. Чтобы не становиться ленивым, я снимаю видеоблог – изучаю информацию, слушаю новости, всё это обрабатываю и рассказываю своим подписчикам.