← Безопасность и страхование

Цена лишней бумажки: подписал «доверку» – лишился сцепки

https://news.sputnik.ru/

Можно ли обезопасить себя и противостоять мошенникам?

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко рассказал о распространенной схеме мошенничества и документах, подписав которые перевозчик наживает себе неприятности в случае любых проблем, которые могут случиться с грузом.  

— Злость и досада остаются после разбора ситуаций, аналогичных той, о которой пойдёт речь сегодня. Ситуация банальная в своей постоянной повторяемости. Человек находит заказ в интернете, связывается с указанным контактным лицом, выезжает на загрузку. По приезду на загрузку он слышит: «Ой, тут какой-то сбой, что-то не складывается, груз еще не готов, давай загрузимся в другом месте – тут через забор терминал». 

Груз грузят, машина выдвигается на маршрут, звонит телефон – контрагенты не оплатили, нужна переадресация. На стоянке или на заправке груз перекидывается в другую фуру. Водители пожимают друг другу руки и счастливые разъезжаются.

А буквально через несколько дней несчастного автоперевозчика приглашают правоохранительные органы и настойчиво интересуются: куда делись 20 тонн окорочков, сыров, мармелада или другой высоколиквидной продукции, которую пару дней назад погрузили в машину?

И уже в ходе следственных действий всплывают очень интересные нюансы. Водителю контактное лицо представилось как владелец груза, владельцу груза – как владелец транспорта. В чистом виде мошенническая схема. 

Детали могут отличаться, но общая суть примерно такая: груз принят, но не сдан.

Когда речь идёт о разборе полётов, крайне важное значение имеют нюансы, о которых я сказал чуть раньше. От них зависит очень многое, если не сказать всё. Первый вопрос, который мы задаём нашим коллегам, звонящим в службу юридической помощи и поддержки – это вопрос о том, какие бумаги оформлялись при погрузке. Что осталось на руках?

В данном конкретном случае человек рассказывает: да, подписывали товарно-транспортную накладную и доверенность... Какую доверенность?!

Вечная тема: снова всплывает «доверенность на груз»

Ситуацию с доверенностями мы неоднократно разбирали на форуме, но видимо эта информация из той категории которую постоянно, раз за разом надо встряхивать в памяти и вкладывать в головы наших коллег. Не нужна доверенность при исполнении договора перевозки грузов автомобильным транспортом!

Если бы у нашего перевозчика на руках оставалась только товарно-транспортная накладная, максимум, на что он мог бы налететь в этой неприятной ситуации с хищением груза – на роль свидетеля. Да, был, да, грузил. Да, по требованию человека, представившегося представителем грузоотправителя, заехал на разгрузку. Свидетельствую то-то и то-то. Всё!

Но наличие доверенности сильно меняет дело. Доверенность на груз переводит отношение договора перевозки груза в иную правовую конструкцию. Рассматривается уже договор поручения, по сути которого наш коллега, владелец транспорта добровольно принял груз под свою ответственность и подрядился доставить его к месту разгрузки. Товар не доставил, причинил грузовладельцу убытки. Убытки, в соответствии с Гражданским кодексом, должны быть компенсированы в полном размере – 2,5 млн рублей. И суд принимает сторону истца, грузовладельца, в качестве меры обеcпечения накладывает арест на сцепку автоперевозчика. Тягач и полуприцеп-реф – на стоянку. Их оценили в 2 миллиона рублей, еще 500 тысяч висит на автоперевозчике.

Фото: youtube.com

То есть наш коллега должен владельцу груза 2,5 миллиона и, кроме того, лишён возможности зарабатывать деньги для возмещения убытков. Это катастрофа, не дай Бог каждому.

В большинстве случаев суд не будет разбираться в ваших рассказах «А я хотел, а я подумал, а вот не должно». Суд будет опираться исключительно на фактическую сторону событий, которые уже случились.

Была доверенность? Была. Принял груз под свою ответственность? Принял. Довёз? Не довёз. Виновен!

К сожалению, человек обратился к нам уже после первого судебного заседания, где была признана его вина. Из реальных вариантов помощи мы смогли предложить только один: топать в территориальное отделение полиции, расписывать всю ситуацию и писать заявление о том, что предприниматель стал жертвой мошеннических действий.

Необходимое предупреждение: жулики по одному не ходят

И вот еще важный, на мой взгляд, момент: очень часто в этой схеме мошеннических действий участвует не только жулик-псевдоэкспедитор, но и сотрудники фирмы-грузовладельца. Слишком уж красивыми и выверенными получаются такие схемы – комар носу не подточит! Совпадает время, место, обстоятельства. Всё подогнано к тому что водитель не выдерживает прессинга с двух сторон – псевдодиспетчера и сотрудника компании-грузоотправителя – и не всегда в состоянии адекватно оценить ситуацию и выбрать единственно правильную линию поведения.

Я слышу гул недовольных голосов с той стороны экрана. Мол, мы всегда так делаем – не подпишешь доверку, со склада не выпустят. Могу сказать одно: вольному – воля, но имейте ввиду, что 

в случае каких-то проблем с грузом подписанная вами доверенность – это подписанный самому себе приговор. 

И этот приговор не зависит от того, предприниматель вы, наёмный водитель или владелец транспортной компании. Влететь по полной программе после лишней подписи может каждый. Поэтому внимание, осторожность и должная осмотрительность должны быть у каждого участника автоперевозки.

Комментарии к комментариям

В дополнительном видео Валерий Войтко ответил на вопросы комментаторов.  

C одной стороны – да, есть просто недостаточно образованные люди, неграмотные. Есть ленивые – которые не хотят углубляться в детали бизнеса, которым занимаются (типа и так прокатит). С другой стороны – категория, которую можно назвать «волки дорог» («выше меня только горы, круче меня только яйца»). 

В неприятные ситуации попадают что первые, что вторые. Первые – из-за отсутствия знаний и опыта, вторые – из-за необоснованно завышенной самооценки.

А между ними – не очень большая прослойка, которую составляют люди грамотные, настырные, эрудированные – те, кого можно назвать профессионалами своего дела. Им присущи сомнения. Они сомневаются и не стесняются в этом признаться. Мне постоянно звонят друзья, товарищи и коллеги, в профессионализме которых я не сомневаюсь. Мужикам, как говорится, не в падлу набрать номер в какой-то критической или непонятной ситуации. Не для того, чтобы получить исчерпывающие комментарии, а для того, чтобы получить подтверждение правильности хода своих мыслей. А так ли я действую? Услышал «да» – всё нормально, получил какие-то корректировки – воспринял это спокойно и продолжает биться на своем участке дальше.

— Нормы действующего законодательства правильнее всего трактовать буквально. Не домысливать, не сочинять. Спор юристов – штука безнадёжная, поэтому нам, не особо грамотным в этой отрасли людям, проще ориентироваться на то, что написано.

Когда вы едете на загрузку – у вас в кабине могут быть любые документы. Доверенность от своего предприятия, справка от тёщи, выписка из диспансера. Таскайте что хотите! Но в случае исполнения договора перевозки груза единственным документом, подтверждающим сам факт существования этого договора, является транспортная накладная. Так вот, должным образом заполненная транспортная накладная – это и есть необходимый и достаточный документ, подтверждающий, что стороны вступили в отношения, предусмотренные договором перевозки груза автомобильным транспортом. Никаких других документов к этому не требуется.

Как я понимаю, те санкции за срыв загрузки, о которых говорит комментатор, выставляются по абсолютно конкретным поводам (машина не пришла, опоздала, сломалась). И если грузоотправитель настаивает на том, что из-за неподписанной доверенности вам будут выставлены штрафные санкции, действуйте так, как того требует законодательство. Попросите грузоотправителя изложить на бумаге основания, по которым вам выставляют штраф. В чем, в его понимании, заключается этот самый срыв загрузки? Смею уверить: ответа на вашу просьбу не будет, и подписывать такую бумагу вряд ли кто-то из представителей грузоотправителя согласится. Потому что не найдут они такого повода.

— Комментарий, который требует самого расширенного ответа. Перевозчик действительно отвечает за сохранность вверенного ему груза, когда действия отправителя и перевозчика заключены в рамках договора перевозки груза автомобильным транспортом. Такой договор – это специальная норма законодательства, и применительно к нему ГК, Устав автомобильного транспорта и правила перевозки груза подразумевают обязательное применение претензионного порядка решения спорных вопросов. То есть, после повреждения или утери груза у заказчика перевозки (грузоотправителя) нет возможности сразу же, мгновенно подать на перевозчика в суд. Для начала он должен выставить претензию, изложить свои требования к перевозчику. Претензия разбирается, проводится внутреннее расследование, делается обращение в правоохранительные органы.

Пока рассматривается претензия, никто не вправе навешивать на перевозчика штрафы, взыскивать компенсации за ущерб и уж тем более загнать машину на штрафстоянку. 

Претензионный порядок даёт перевозчику шанс защитить свои интересы, если он стал жертвой мошенников или в случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Стало быть – и в суде обойтись малой кровью.

Транспортная накладная защищает автоперевозчика. И эта защита мгновенно рассеивается, когда перевозчик подписывает доверенность на получение материальных ценностей. Если вместо транспортной накладной вам впарили складскую накладную или иной передаточный документ, если вы добровольно или под принуждением расписались в доверенности на груз – всё, труба. В случае утраты, недостачи, повреждения груза всю вину повесят на вас. Автоматом. Без выяснения всех объективных обстоятельств конфликта. Что, к сожалению, очень часто и происходит.  

Источник: https://www.youtube.com/