Законопроект о страховании должен защитить перевозчиков от штрафов за порчу и потерю груза. Эксперты опасаются, что он может обернуться дополнительными рисками и привести к повышению тарифов на перевозки.
О законопроекте, который легализует страхование ответственности автоперевозчиков, мы уже писали. Его авторы предлагают закрепить за предпринимателями право на страхование ответственности за нарушение договора перевозки или экспедиции. Технически, перевозчики могут застраховать эту ответственность и сегодня – но при возникновении страхового случая компания-страховщик может отказать им в выплате. Дело в несовершенстве законодательства: в ст. 932 ГК говорится, что страховать можно только то, что прописано в законе, а договоры перевозки и экспедиции в нём не упоминаются. Недобросовестные страховщики указывают на эту коллизию во время судебного разбирательства и таким образом уклоняются от выплаты компенсации.
Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Татьяна Алексеева отмечает, что его принятие расширит перечень рисков, которые будут покрываться договором страхования: в них войдут такие случаи, как просроченная доставка и неподача ТС.
— Это позволит также защитить автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев груза в случае утраты или повреждения, но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки, – цитирует Татьяну Алексееву портал «5 Колесо».
По данным главы транспортного комитета Евгения Москвичева, сегодня в России 5 миллионов грузовых автомобилей осуществляют грузоперевозки без какой-либо страховки. Предлагаемый депутатами законопроект не заставит перевозчиков страховать свою ответственность – страхование будет добровольным. Однако он даст предпринимателям возможность защитить свои интересы. Евгений Москвичев уверен, что для многих компаний эта возможность будет полезна.
Какие грузы в зоне риска?
По данным онлайн-платформы IDX, проблема утраты груза в России очень актуальна. В продовольственной рознице убытки от утраты грузов во время их перевозки превышают убытки от магазинных краж.
Ритейлеры и страховые компании об этом предпочитают не распространяться – они заботятся о репутации. Фуру, исчезнувшую с товаром стоимостью менее 1 млн рублей, могут и вовсе не искать
– такие убытки уже заложены в план расходов. По информации IDX, до судебного разбирательства доходит около 60% случаев, при этом в исках обычно фигурирует стоимость страховки груза (в то время как его реальная стоимость может быть куда выше).
Генеральный директор «ВОКС Логистика» Андрей Григоров отмечает, что чаще всего пропадают грузы из категории повышенного риска – те, которые можно быстро сбыть. Это продовольствие, алкоголь, табачная продукция. А вот казусы вроде неподачи транспорта хоть и случаются, но массовой проблемой их назвать нельзя.
«Тройное» страхование
Перевозчики уверены: в сфере страхования давно пора навести порядок. Стоит отметить, что именно представители рынка грузоперевозок были инициаторами разработки законопроекта о страховании.
В сегодняшнем виде механизм страхования грузов и ответственности имеет множество недостатков. Директор по закупкам компании FM Logistic Эдуард Миронов отмечает, что в настоящее время в грузоперевозках используется два основных вида страхования – страхование грузов и страхование ответственности.
— При работе с нами транспортные компании обязаны оформить первый вариант страхования, поскольку он позволяет нам быть уверенными, что любой груз, который они перевозят, застрахован, – цитирует Эдуарда Миронова «5 Колесо».
Эксперт отмечает, что при перевозках дорогих грузов одну и ту же позицию нередко страхуют несколько раз: грузовладелец страхует сам груз, компания-экспедитор – свою ответственность, а перевозчик – либо то, либо другое, в целях защиты от возможных претензий со стороны страховщиков грузовладельца и экспедитора. Разумеется, такое «тройное» страхование закладывается в стоимость грузоперевозки, и платит за него конечный потребитель.
Возможные риски
В то же время некоторые депутаты Госдумы уверены, что принятие законопроекта может обернуться дополнительными рисками. Глава нижней палаты парламента Вячеслав Володин предложил своим коллегам подумать не только о перевозчиках и экспедиторах, но и о водителях, а также о простых людях, потребителях продукции, перевозимой автотранспортом.
Ирина Яровая, в свою очередь, отметила, что законопроект не защищает ту сторону договора, которая заказывает перевозку. Депутат опасается, что если страхование ответственности среди перевозчиков станет массовым явлением, может возникнуть дисбаланс.
— Вы своим предложением снимаете фактически ответственность с перевозчика, а предлагаете потом субъекту хозяйственной деятельности или гражданину потерять свое имущество и всю оставшуюся жизнь ходить доказывать перед страховой компанией что-то, – цитирует Яровую «Финмаркет».
Депутат также подчеркнула, что страховщики зачастую «…считают себя никому ничего не должной стороной, и есть сотни примеров, когда добиться от них ничего нельзя».
Один из инициаторов законопроекта Павел Федяев напомнил, что ответственность исполнителя перед заказчиком перевозки остаётся, но с принятием законопроекта у него появится возможность разделить риски с компанией-страховщиком. Федяев, впрочем, признал, что некоторые нюансы в тексте законопроекта ко второму чтению следует прописать более чётко.
Придётся потратиться?
Руководитель управления андеррайтинга и методологии корпоративного бизнеса СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Цветков не исключает, что принятый законопроект увеличит издержки перевозчиков. Это, в свою очередь, может привести к росту тарифов на перевозки.
Андрей Григоров («ВОКС Логистика»), напротив, считает, что на стоимости перевозок законопроект не скажется, так как страхование будет не обязательным, а добровольным. Многое будет зависеть и от тарифов, которые предложат страховщики.
Сергей Скнарин («Мониторинг авто») отмечает, что страховые компании постараются извлечь из ситуации максимальную выгоду. Впрочем, тарифы на страхование могут регулироваться так же, как регулируются сегодня тарифы ОСАГО. Это более чем вероятно; глава комитета по транспорту предложил до второго чтения прописать чёткие рамки тарифов.
По всей видимости, эти и другие изменения будут внесены в текст законопроекта ко второму чтению, которое должно состояться в обозримом будущем.