«Только почистишь, опять занесло!»
В Алтайском крае вновь объявили штормовое предупреждение. С утра 29 января несколько участков трасс регионального и федерального значения были перекрыты для движения большегрузов и автобусов. Журналист «МК на Алтае» приняла участие в расчистке Чуйского тракта, примерив роль дорожного рабочего.
«Ну что, поехали!», - предлагает Борис Петухов. Его мне в напарники и гиды делегировало руководство Северо-Восточного ДСУ. Мужчина трудится в дорожной отрасли с 1994 года, и за это время повидал всякое. Такой зимы с буранами и снегопадами, говорит он, не припомнит с 2000 года.
- Как оцениваете ситуацию на дорогах? - интересуюсь я, поудобней усаживаясь в кресле кабины КАМАЗа.
- Стабильно-тяжелая, - улыбается мой попутчик, - Метет без конца. Только участок прочистишь, назад возвращаешься, опять занесло. Заново чистишь. И так круглые сутки.
Со стороны может показаться - чего тут сложного. В кабине тепло, уютно. Сиди, рули. Это же не лопатой грести. Но Борис говорит: «Домой прихожу - с ног валюсь. Напряжение в такую непогоду очень сильное. Надо машину удержать и ситуацию на дороге контролировать, причем с двух сторон. С одной, чтобы в кювет не съехать, с другой, чтобы проезжающую машину не задеть. Здесь глаз да глаз нужен. Сейчас, конечно, проще чем раньше. Техника все-таки более современная. Вот тут в кабине раньше рычаги всякие были, чтобы режимы переключать, сейчас на кнопку нажал и готово. Лишний раз не отвлекаешься.
- Погода наладится, передохнете, - успокаиваю.
- Потом тоже работы много будет. Трассу вычистить, обочины, где валы образовались - убрать, дорожные знаки в порядок привести. Так что отдыхать нескоро будем.
- Водители с пониманием относятся к дорожным работам?
- Всякие бывают. Некоторые несутся, несмотря на то, что впереди света белого не видно. На днях один слетел с трассы. Я большой вал объезжал, а легковушка на обгон пошла, прижимается, ее как снегом обдало, она закрутилась, слетела. Водитель на меня с матерками. Вытянул его, спрашиваю: «Куда несешься? Жить надоело?». Это сейчас еще ничего. Хоть с неба снег не сыпет. А бывало и сверху валит и с полей ветром несет. Едешь на ощупь. Хорошо я эту трассу знаю, за годы изучил, где какие подвохи могут быть. И то, было дело - слетал. Три дня назад на обочину съехал, колесом застрял, на бок лег. Пришлось грейдер вызывать вытаскивать. А люди по неопытности гибнут. Сейчас в автошколах не учат, как действовать в экстремальных ситуациях. А зимой всякое бывает.
- Не бывает обидно, что вы сутками работаете, а водители все-равно чем-то не довольны?
- Я свою работу делаю, и делаю качественно. А недовольные везде найдутся.
- Чтобы вы сказали автомобилистам?
- Есть возможность непогоду переждать, лучше дома пересидеть. Ну а если уж так прижало ехать - не рискуйте. Не подвергайте опасности свою жизнь и жизнь других участников дорожного движения. Недаром пословица гласит: «Тиши едешь, дальше будешь».