Перевозка срезанных цветов – целая наука: предпринимателям приходится обучать водителей правильной погрузке, помогать конкурентам и бороться с мошенниками, которые в этой сфере почему-то встречаются чаще, чем в других.
В начале февраля у оптовых поставщиков и транспортных компаний, занимающихся перевозкой срезанных цветов, начинается горячая пора. Спрос растёт лавинообразными темпами в преддверии сперва Дня святого Валентина, а затем Дня защитника Отечества и достигает своего пика к 8 марта. Объемы сбываемой продукции увеличиваются в несколько раз.
Сезонность заставляет поставщиков (в том числе и обладающих собственным транспортом) в период пиковых нагрузок обращаться за помощью к транспортным компаниям.
— Мы привлекаем, как правило, небольшие фирмы, специализирующиеся именно на перевозке растений, – рассказывает Андрей Кокшаров, заместитель генерального директора ООО Aliot Group. – Кто-то занимается перевозкой автомобилей, кто-то возит негабариты, кто-то продукты питания. Но те, кто возит мясо, не полезут в цветы. У этого товара своя специфика, с ним работает ограниченный круг компаний.
Спрос на цветы в России сегодня растёт, а это значит, что такие перевозчики без работы не останутся.
— После девальвации рубля произошло падение рынка, связанное со снижением реальных доходов россиян, – рассказывает Иван Утенков, основатель сети цветочных супермаркетов «Цветочный ряд». – Но начиная с 2018 года рынок вновь начал активно развиваться. При этом большую часть цветов к нам везут из-за рубежа: отечественных цветов всегда будет меньше. Это связано с климатическими условиями: у нас на выращивание идёт больше энерго- и трудозатрат.
Заморозка по-европейски
Большую часть срезанных цветов, продающихся в России, выращивают в странах дальнего зарубежья – Эквадоре, Колумбии, Кении. Прежде чем попасть к нам, эти цветы оказываются в Амстердаме, куда их привозят самолётами. Столица Голландии является крупнейшим в Европе перевалочным пунктом, откуда срезанные цветы развозятся автотранспортом по всему континенту. Именно в Амстердаме сосредоточены температурные склады, оснащенные камерами прекулинга.
— Прекулинг – это быстрое охлаждение. В прекулинговой камере охлаждение до +4°C происходит за 30 минут, – объясняет Андрей Кокшаров. – Из Эквадора цветок приходит спящим, в вегетативном состоянии, и если охладить его до четырех градусов, он пролежит в таком состоянии две недели. После этого цветок можно будет «разбудить» и «отпоить»; тогда он приобретёт товарный вид и простоит на прилавке еще семь дней.
Российские производители пока «усыплять» цветы не научились – это еще одна причина, по которой они не могут тягаться с зарубежными конкурентами.
— Цветы из Голландии намного качественнее, – подчеркивает Сергей Аришин, генеральный директор транспортной компании «Вилар». – К тому же они дешевле, особенно если покупать их оптом.
Из Амстердама в Москву
Для перевозки срезанных цветов требуются специально обученные водители, которые знакомы с особенностями этого груза.
— Наши водители грузят машину сами, проверяя температуру каждой коробки либо каждой партии, – рассказывает Андрей Кокшаров. – Если вместе с охлажденным (+4°C) цветком будет погружен неохлажденный (+15°C), в пути эта коробка нагреет соседние, и на склад цветы приедут вялыми, на выброс.
Это всё равно что возить медикаменты – много тонкостей, о которых нужно знать. Поэтому дальнобойщики на «срезке» получают больше, чем обычные международники.
Водители на маршруте Амстердам-Москва работают парами, чтобы минимизировать время простоя и доставить груз максимально быстро. Обычно на дорогу, таможенное оформление и фитосанитарный контроль уходит 72 часа.
Нарушители валютного законодательства
Машина, следующая из Голландии в Россию, может везти цветы для одного крупного поставщика – а может везти множество небольших партий для нескольких десятков мелких фирм.
— Голландские производители раньше продавали от одной палеты (это 21 коробка типа АА на 250-300 роз), а сейчас отгружают от одной коробки. Поэтому на рынке появились предприниматели, которые почувствовали себя участниками ВЭД и начали заказывать мелкие партии, оплачивая их по карте или через какие-то платёжные системы. Теперь в одной машине может быть до 50 хозяев груза, – рассказывает Андрей Кокшаров.
Далеко не всегда такой опыт оказывается удачным: не зная тонкостей валютного законодательства, предприниматели часто его нарушают и получают требование задекларировать одну коробку от имени юрлица или произвести репатриацию денежных средств. К тому же, финансовый мониторинг Нидерландов также имеет претензии к большому количеству контрагентов. Поэтому зарубежные продавцы постепенно закручивают гайки, ужесточая требования к покупателям.
Мошенничество и взаимовыручка
Замгендиректора Aliot Group отмечает, что цветочный бизнес изобилует «пережитками 90-х»: мошенничество здесь встречается довольно часто.
— Заказчики кидают, обманывают, не оплачивают доставку. Часто пытаются торговаться, сбивать цену. Мы, как перевозчики, в других отраслях такого не наблюдали. Там уже давно всё по-взрослому. С чем это связано? Возможно, с тем, что цветочная продукция торгуется на рынках?
Конкуренция между перевозчиками срезанных цветов сильна, но игроки при этом ведут себя по-джентльменски.
— Я не всегда знаю, сколько у меня на погрузку будет объёма и тонн. Борт прилетит, часть груза где-то потеряется, часть где-то забудут. Иногда выходит так, что сколько-то коробок не влезает в машину, а я взял обязательство перед клиентом привезти цветок в Москву к такому-то числу. Тогда я обращаюсь к своим конкурентам или к перевозчикам, которые работают на них. Спрашиваю – есть ли место в машине? Влезет столько-то коробок? Возьмёте? И они берут, разумеется, не бесплатно. И мы берём, если попросят. Так мы сохраняем лицо перед клиентами, – объясняет Андрей Кокшаров.
По России – без догрузов
В Москве прибывшие из Европы цветы перегружают в другие машины: отправлять в регионы транспорт высокого экологического класса с европейскими дозволами нерентабельно. По России цветы также развозят обученные водители, в обязанности которых входит погрузка товара.
Для доставки в наиболее удалённые города нередко используется и воздушный транспорт: отправить 5-10 коробок из Москвы в Сибирь или Якутию дешевле самолётом, нежели автомобилем.
Москва – хоть и крупнейший, но не единственный в России цветочный хаб. В последние годы упрочняет позиции Екатеринбург, куда всё чаще цветы доставляют чартерными рейсами. Из Екатеринбурга срезанные цветы распространяются по ближайшим регионам.
— В России нет ни одной компании, которая возила бы сборные грузы и при этом могла бы брать небольшие партии цветов для доставки в регионы, – рассказывает Сергей Аришин. – Есть всего 2 города, куда цветы могут взять «догрузом», это Питер и Ростов. А отправить в Самару, Пермь, Казань, Нижний Новгород и другие города небольшую партию невозможно. Поэтому оптовые компании зачастую имеют свои автопарки и не отдают логистику полностью на аутсорс. Даже небольшие фирмы выкупают себе одну или несколько рефрижераторных ГАЗелек.
Последняя миля
Для развозки срезанных цветов на коротком плече, в пределах города или региона, используются автомобили категорий В и С.
— К подвижному составу предъявляются особые требования, – отмечает Алексей Захаренко, первый заместитель генерального директора группы компаний «ЦветОптТорг». – это должны быть машины, которые могут въезжать в центр Санкт-Петербурга. При этом они должны оснащаться полноценной рефрижераторной установкой. Это не микроавтобусы с какими-то кондиционерами, а машины с настоящими маленькими холодильниками.
Важна и подготовка водителей – нюансов на последней миле чуть ли не больше, чем в международных перевозках.
— Кунг необходимо подготовить под погрузку, охладить до требуемой температуры. При этой температуре водитель принимает груз и размещает его в кунге таким образом, чтобы он не повредился, – объясняет Алексей Захаренко. – В большинстве случаев перевозка на последнем плече, от базы до магазина, это перевозка на воде – то есть цветы и букеты стоят в емкостях, ведрах, бачках. Это во многом перевозка воды, которая плещется: необходим тщательно крепить емкости и ехать очень аккуратно. В каком-то смысле это даже сложнее, чем перевозка цветов на дальнем плече, хотя работа водителя не такая изнурительная, ведь практически в любую точку Петербурга можно доехать за час.
Правильно разместить груз в одиночку бывает непросто, а водителю, помимо всего прочего, необходимо оформить сопроводительные документы. Поэтому в паре с шофером нередко ездит экспедитор-такелажник, который помогает при погрузке и отвечает за заполнение накладных. В автопарке «ЦветОптТорга» – малотоннажные грузовики Mitsubishi, Mercedes, ГАЗ с фирменными холодильными установками. В пиковые периоды, когда нагрузка на автопарк возрастает кратно, компания привлекает проверенных сторонних перевозчиков.
— Мы стараемся ограничить аутсорс по-минимуму, потому что найти квалифицированных водителей и подходящий подвижной состав под наши задачи очень сложно, – рассказывает Алексей Захаренко. – Обычно люди покупают машины, которые стоят дешевле и выпускаются серийно. А у наших машин кунги шире и выше, с хорошим холодильником.
Габариты транспорта имеют большое значение. Даже большегрузные полуприцепы, использующиеся для международных и междугородних перевозок, размерами отличаются от обычных. Разница в несколько сантиметров может играть решающую роль: коробки для цветов, тележки (тролли) и ёмкости с водой имеют определенные размеры, и если погрузить их в обычный прицеп, тряски и повреждений не избежать.
* * *
В преддверии 8 марта спрос на срезанные цветы увеличивается в несколько раз. Опрошенные нами предприниматели говорили о трех-, четырех- и даже пятикратном увеличении объема перевозок в первую неделю весны.
Из тенденций недавнего времени можно выделить появление нового праздника, накануне которого спрос на цветы существенно увеличивается – Дня матери, который отмечается в последнее воскресенье ноября.
— Раньше повышенный спрос вне сезона возникал только в преддверии первого сентября, но в последние годы россияне стали чаще дарить цветы своим матерям. На наших глазах формируется новая традиция, – резюмирует Андрей Кокшаров.