Сроки восстановления российского рынка зависят от возможных вариантов развития ситуации. Согласно наиболее оптимистичным прогнозам аналитиков, после неизбежного падения рынка восстановление его прежних объемов станет возможным не ранее 2022 года.
Как следует из доклада PR-директора агентства маркетинговых исследований MegaResearch Елизаветы Шариповой на прошедшей международной онлайн-конференции «Преодоление COVID-19 для индустрии транспорта», ситуация может развиваться по трем основным сценариям.
Оптимистичный («азиатский») сценарий
Наиболее оптимистичный сценарий основан на предположении, что спад пандемии коронавируса начнется в России уже в апреле-мае. Как полагают аналитики MegaResearch, в этом случае — в период восстановления производств, продукция которых импортировалась в Россию, — произойдет частичное перераспределение грузопотоков в пользу внутренних перевозок.
По словам Елизаветы Шариповой, после прекращения распространения инфекционного заболевания будет наблюдаться спад грузоперевозок на период одного-двух месяцев, в течение которого возможно снижение тарифов при обострении конкуренции между игроками. «При реализации оптимистичного сценария и поддержке государства отрасль покажет небольшое падение в 2020 году и постепенное восстановление в 2021–2022 годах», — отмечает она.
Базовый сценарий
Согласно умеренному, базовому, сценарию пандемия будет продолжаться более двух месяцев. В этом случае закрытие европейских промышленных предприятий на длительный срок внесет сбои в системы поставок продукции и запчастей для импортозависимых отраслей. В результате будет наблюдаться переориентация транспортных поставок на другие регионы.
Как считают в MegaResearch, введенный в большинстве регионов России карантин может спровоцировать закрытие многих предприятий, что еще больше снизит объем грузовых перевозок. В результате в борьбе за клиента компании будут использовать демпинг для получения средств на оплату лизинговых и кредитных платежей.
«Данный фактор повлечет за собой снижение тарифов, падение рентабельности перевозчиков и уход игроков с рынка. По итогам 2020 года снижение объема рынка составит около 10%, затем он начнет медленно расти и к 2022 году отыграет половину этого падения», — говорит Елизавета Шарипова.
Пессимистичный сценарий
Пессимистичный сценарий (европейский вариант, в частности «итальянский») предполагает, что широкое распространение коронавирусной инфекции вызовет остановку крупных производств. По мнению аналитиков, это может спровоцировать не только дефицит товаров, но и производственный, и как следствие, финансовый кризис. Как считают в MegaResearch,
выход международных перевозчиков на внутренний рынок повлечет за собой вынужденный демпинг, снижение тарифов и прекращение деятельности ряда игроков.
Переориентация перевозчиков промышленных товаров на товары первой необходимости еще больше увеличит насыщенность рынка и ужесточит конкуренцию и борьбу за заказы.
В наиболее благоприятной ситуации при этом окажутся коммерческие перевозчики в структуре крупнейших ретейлеров, считают аналитики.
«При реализации пессимистичного сценария в ближайшие два года рынок потеряет до 20% своего объема. После 2021 года может начаться восстановительный рост с темпом примерно по 5% в год. Прохождение данного пути отраслью грузоперевозок возможно только при эффективной и оперативной поддержке государства и введении дополнительных мер, позволяющих сохранить игроков рынка», — комментирует Елизавета Шарипова.
Возможное падение рынка на 3%
Как показал ретроспективный анализ, проведенный MegaResearch, отрасль автомобильных грузовых перевозок в высокой степени подвержена влиянию кризисных ситуаций. Так, по оценкам специалистов, снижение ВВП на 1% приводит к падению рынка перевозок на 3%.
Игроки рынка уверены, что выйти из кризиса они смогут только при тесном взаимодействии и помощи со стороны государства.
Аналитики констатируют, что введенные в связи с распространением коронавируса ограничения уже вызвали значительное сокращение спроса, рост конкуренции и снижение рентабельности бизнеса.
«Игроки рынка уверены, что выйти из этого кризиса они смогут только при тесном взаимодействии и помощи со стороны государства. Меры господдержки отрасли уже разработаны и запущены, однако динамика рынка в ближайшей перспективе зависит от дальнейшего развития событий, связанных с обвалом цен на нефть и пандемией коронавируса», — говорит Елизавета Шарипова.
Таким образом, заключают аналитики, кризисные ситуации, вызывающие замирание производства и потребления, отражаются прежде всего на сегменте коммерческих перевозок.
«Но и восстанавливаться после окончания кризиса он будет одним из первых, так как рост экономической активности сразу же пропорционально увеличит спрос на доставку и транспортировку коммерческих грузов», — констатируют в агентстве маркетинговых исследований.