Владелец одной из крупнейших в России транспортных компаний «Лидертранс» переживает, как бы не пришлось «машины ставить у забора до лучших времен». Однако в своей компании Михаил Устюжанин не намерен сокращать ни персонал, ни зарплату.
32-летний челнинец Михаил Устюжанин владеет одной из крупнейших в России транспортных компаний «Лидертранс». Автопарк грузоперевозчика насчитывает сегодня более 1 000 автопоездов. Бизнесмен рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о ситуации на рынке грузоперевозок, а также о том, какие меры могут спасти перевозчиков.
Насколько тяжело кризис ударил по вашей компании?
Уже понятно, что этот кризис однозначно будет тяжелее кризиса 2008-го. Наверное, даже самым тяжелым из тех, что происходили в нашей стране за последние 22 года.
К счастью, как и обозначал президент страны в своем указе о нерабочей неделе, остановка пока не касается работы логистических компаний. А это значит, что мы пока будем ездить. Радует, что на улице в Челнах сегодня никого нет. Челнинцы в этом смысле, конечно, большие молодцы, все сидят дома. Бо́льшая часть наших людей действительно сознательные.
Что началось в нашей отрасли? Топливные компании стали потихоньку отзывать отсрочки платежей, факторинговые компании — то же самое, начали уменьшать факторинговые линии по непотребительским товарам. В общем, что касается топлива, то потихоньку переходим на предоплату, сначала платишь деньги — потом заправляешь свой транспорт. Но, слава богу, пока весь наш транспорт едет, хотя в некоторых регионах страны уже и начались «просадки».
В Сибири, например, загрузок становится уже меньше, а в Москве и Питере, по крайней мере до вчерашнего дня, наблюдалась обратная ситуация — большой ажиотаж в сфере грузоперевозок.
У нас сегодня та часть персонала, кто может работать из дома, трудится удаленно. Сейчас мы как раз занимаемся прозвоном своих клиентов и узнаем, что вообще происходит в дальних регионах страны.
Мы ведем переговоры с лизинговыми компаниями о получении каникул по платежам. Пока бо́льшая часть организаций, с которыми работаем, адекватно воспринимает наши обращения. И это, конечно, не может не радовать. Все понимают ситуацию. Во всяком случае
в тех организациях, где у нас имеются крупные портфели, менеджмент идет на разговор. А в лизинговых компаниях, где у нас мелкие портфели, почему-то очень нелояльно относятся.
Ведем переговоры с топливными компаниями на предмет снижения стоимости дизеля. Сейчас ситуация ненормальная складывается.
В Америке в переводе на наши деньги в некоторых штатах стоимость топлива опустилась до 12 рублей за литр. А у нас дизель так и стоит выше 40 рублей за литр. Это, я считаю, полный бред.
Вчера буквально с представителями вертикально интегрированных нефтяных компаний разговаривали. Никто из них не хочет снижать цены! Хотя в неофициальных беседах они сами говорят, что не понимают, что будет дальше. Так как внешнее ценообразование упало, то все сейчас стали ориентироваться на внутренний спрос. Но в условиях, когда компании начали думать о снижении уровня заработных плат, об увольнении своих сотрудников, цена не может не упасть. Думаю, что когда денежная масса в карманах у людей начнет снижаться, когда народ станет экономить деньги и более рационально подходить к вопросу — заправить машину или купить еды, то тогда цена точно изменится.
Что вы собираетесь делать?
Станем внимательно смотреть, что будет происходить дальше. Пока можно определенно сказать лишь о том, что весь ретейл и потребительский сектор едет. Но при этом, конечно,
есть большой риск, что может просто сломаться вся логистика с точки зрения ценообразования. Условно говоря, из Москвы в Новосибирск груз сегодня есть, а из Новосибирска — уже нет.
Практически сразу после указа президента страны в Сибири все наши клиенты начали затоваривать свои склады. Думаю, что они руководствовались принципом «забить склад поскорее», а дальше смотреть, как будет ситуация развиваться. Если раньше перевозчики на «обратках» закрывали практически все свои расходы на топливо, то сейчас, так как грузов обратных нет, может сложиться ситуация, что придется поднимать цены. Но пока это все, конечно, на уровне рассуждений, не более того. Если везде все встанет, то о каком вообще поднятии цен вести речь?! Я думаю, что дело может дойти вообще до того, что машины придется ставить у забора. До лучших времен.
Варианты сокращения персонала мы не рассматриваем в принципе. Для меня такой сценарий исключен.
Главная сегодня цель — это сохранить команду, которая эффективно работает и которая на самом деле собиралась годами.
Снижения заработной платы ни по водителям, ни по офисному персоналу я также не рассматриваю. Единственное, могу сказать, что вчера буквально мы провели совещание и приняли решение, что сократим премиальные руководящему составу.
В Москве ряд компаний, являющихся нашими клиентами, переводит своих людей на удаленную четырехдневку. Работодателю такой вариант, как я понял, предоставляет определенные возможности для снижения заработных плат. Но это точно не наш вариант.
Помогут ли вам меры Путина и правительства?
Если мы получим лизинговые каникулы, то эта мера, конечно, многим сильно поможет. На прошлой неделе в СМИ активно муссировалась идея об отключении системы «Платон», чтобы не начислялись платежи, но из госорганов появилась отписка, из которой следовало, что «Платон» отключить невозможно, потому что с его помощью сегодня получают наиважнейшие статистические данные в период пандемии — как происходит движение транспортных потоков в стране. Да, безусловно, для государства подобное важно, но полагаю, что этот, по сути дела, еще один налог можно было бы на период кризиса и обнулить.
Глава минпромторга Денис Мантуров предложил отменить для ряда отраслей НДС. Полагаю, что если две такие меры сыграют хотя бы месяца на три, то это реально поможет выжить многим предприятиям в стране.
А вот вариант субсидированного государством кредита на заработную плату — это полумера, от которой, думаю, будет мало пользы. Вопрос в том, что у сотрудника, допустим, зарплата 50–60 тыс. рублей в месяц, а кредит предоставляют, исходя из уровня МРОТ, то есть суммы в 12 130 рублей. Я, конечно, не склонен обсуждать принимаемые правительством решения, но сомневаюсь, что такая поддержка окажется действенной.
Ваш прогноз по ситуации
Делать прогнозы сейчас, думаю, не совсем правильно. Мы не знаем ведь сегодня, сколько все это может продлиться — месяц, два, три… Пока даже не понимаем, будем мы в ближайшее время стоять или ехать. Но пока, как я уже говорил, мы едем, за исключением некоторых регионов. Ну и в целом у меня позитивный взгляд на жизнь, надо надеяться на лучшее, мой транспорт в общем объеме грузового автотранспорта в России имеет мизерную долю. Конечно, хотелось бы, чтобы месяца через три вся эта ситуация выровнялась.
Главный риск сегодня — это неплатежи. Пул наших клиентов — крупнейшие в России компании. И всех их на предоплату не пересадишь, это практически невозможно.
Неплатежи, как я полагаю, могут ударить по бизнесу даже сильнее, чем пандемия. Мы же уже проходили кризисы, знаем, как это все происходит. Первым делом перестают платить перевозчикам. Поэтому я не исключаю череды банкротств транспортных компаний, которая приведет элементарно к «высушиванию» рынка грузоперевозок по деньгам.
У кого шансов больше сохраниться — у мелких компаний или крупных? Здесь все индивидуально, потому что тут все зависит от кредитной нагрузки, их клиентов. Есть, например, транспортные компании, которые были завязаны лишь на одного клиента. Когда было все хорошо, у них никаких проблем не имелось, но сейчас они встали полностью. И переориентироваться им на других заказчиков, когда ниша уже занята, в сегодняшних условиях нереально. Соответственно, такие компании пойдут искать заказы у экспедиторов. Какие это экспедиторы — не проверено, никто не знает. Выживут ли они, тоже непонятно. Плюс ко всему
в кризисные периоды появляется много мошенников, которые стараются на этой ситуации заработать.
Условно говоря, такая транспортная компания «навозит» для экспедитора-мошенника грузов на энную сумму, а та потом скажет: «Всем спасибо, все свободны». Отключит телефоны, закроет офис и пропадет…
Ваш совет другим бизнесменам в период пандемии
Вчера для одной из челнинских больниц наша компания закупила защитные костюмы и перчатки — 500 костюмов и 1 000 пар перчаток. Это все, что мы смогли найти в продаже. И знаете, с чем столкнулись? 600 масок нам так и не предоставил поставщик — перепродал дороже. А стоимость костюмов и перчаток оказалась в 4 раза выше, чем в обычное время. Предприятия скупают их в надежде на то, что, снабдив своих работников этими костюмами, они предохранят их от заражения вирусом. Я бы таким организациям посоветовал сегодня закупать средства защиты и передавать их больницам. Нужно понимать, что если сейчас начнут заболевать врачи и медсестры, то лечить людей будет уже просто некому. Запись на поставку костюмов сегодня идет на две недели вперед. Надо сегодня помочь тем, кто лечит, тем, кто работает с пациентами. Так что мы будем снабжать больницы города и дальше, и другим бизнесменам тоже советуем делать это.
Справка:
Михаил Устюжанин не только владеет и успешно управляет одной из крупнейших в России транспортных компаний «Лидертранс», но и ведет собственный ютуб-канал, в котором делится мыслями о происходящем в отрасли.