Распространение новой коронавирусной инфекции несет за собой не только угрозу здоровью нации, но и создает значительные экономические препятствия для развития бизнеса. Какие меры могло бы предпринять государство для поддержки предпринимателей?
В условиях объявления нерабочих дней, введения режима повышенной готовности и самоизоляции в ряде регионов, обусловивших существенное снижение потребительского спроса, отсутствие условий для нормальной деятельности, уменьшение доходов организаций, представители бизнеса испытывают значительные трудности. В связи с этим на федеральном уровне уже принимаются отдельные меры поддержки субъектов МСБ – преимущественно в части отраслей, наиболее пострадавших от пандемии.
Однако Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает эти меры недостаточными и предлагает к принятию ряд дополнительных антикризисных мер, разработанных вместе с бизнес-сообществом. Так, в ходе состоявшейся 8 апреля пресс-конференции, омбудсмен выделил три ключевые группы мер, направленных на поддержание бизнеса в условиях пандемии:
- меры по сохранению рабочих мест (предоставление работодателям права сокращать зарплаты до минимума – одного МРОТ и установление возможности отправлять сотрудников в отпуск с выплатой пособия в один МРОТ);
- меры налоговой поддержки (изменение порядка уплаты НДС, отмена налогов для малого бизнеса);
- меры по условиям кредитования (запрет на требования досрочного погашения кредитов и отсрочка выплаты кредитов на год).
Рассмотрим каждое из указанных направлений.
Меры по сохранению рабочих мест
Такие меры бизнес-омбудсмен считает первоочередными в сложившихся экономических условиях. "Это важнейшая задача – и социальная, и предпринимательская, экономическая. Если предприятия сохраняют рабочие места, значит, они живы, они работают. И тот, кто сохраняет рабочие места, должен быть главным реципиентом всякой экономической помощи, которая оказывается сегодня государством", – подчеркнул омбудсмен.
Борис Титов озвучил статистику, сформированную Центром стратегических разработок, согласно которой почти половина предприятий (49%) сообщила о переводе своих работников на неполный рабочий день с сокращением зарплаты, более 20% компаний уменьшили зарплату сотрудникам при сохранении норм рабочего времени. 16% организаций начали увольнять сотрудников, 30% компаний уже подумывают над увольнением, а еще 30% работодателей заставили своих работников взять отпуск без сохранения зарплаты. Проблема усугубляется тем, что денег у многих работодателей на выплату зарплаты нет, а ответственность за задержку ее выплаты есть – в виде штрафа в размере 20-30 тыс. руб. по ст. 5.27 КоАП и в виде уголовной ответственности по ст. 145.1 Уголовного кодекса вплоть до лишения свободы на срок до трех лет при повторном нарушении.
Как отметила в ходе пресс-конференции Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае Виктория Бессонова, в период с 30 марта по 30 апреля у работодателей, по сути, нет возможности минимизировать затраты на оплату труда законными способами, предусмотренными Трудовым кодексом (оформление простоя, предоставление отпуска без сохранения зарплаты с согласия работника). Поскольку такие механизмы могут применяться только в случае осуществления предпринимательской деятельности, то те компании, которые не имеют права осуществлять эту деятельность в связи с продлением Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 нерабочих дней и принятием других ограничений на уровне регионов, поставлены в неравные условия с теми предпринимателями, которые могут продолжать работать. Хотя и последние в связи с введением режима самоизоляции терпят существенные убытки в связи с падением спроса, что заставляет их снижать зарплату сотрудникам и принимать другие меры.
Бизнес-сообщество полагает, что решить указанные проблемы поможет предоставление работодателям возможности сокращать размеры зарплаты до уровня МРОТ или отправлять сотрудников в бессрочный отпуск с выплатой пособия в размере не менее МРОТ в месяц. "Если требовать зарплаты полностью, то ее может вообще не оказаться, потому что предприятия уйдут в банкротства", – пояснил свою позицию правозащитник.
Меры налоговой поддержки
По словам директора Центра налоговой политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Кирилла Никитина, бизнес-сообщество выступает не просто за отсрочку уплаты отдельных налогов, а за более радикальные решения по снижению налогового бремени. В частности, речь идет об уменьшении нагрузки на фонд оплаты труда, а также о возможности установления отрицательных ставок взносов, например, на первые пять МРОТ (по сути, о субсидировании зарплат для организаций, сохранивших рабочие места). Кроме того, обсуждаются идеи снижения налоговой нагрузки на арендодателей при условии, что выгода от такого снижения будет передаваться арендатору.
Борис Титов пояснил, что, в первую очередь, предлагается снизить фискальную нагрузку на фонд оплаты труда путем сокращения для всех представителей бизнеса объема страховых платежей в социальные фонды – "хотя бы до конца 2021 года, но лучше навсегда". Также рассматривается идея установления для предприятий, пострадавших от коронавирусной инфекции, платежа в бюджет по всем видам налогов, включая НДС, единоразово по истечении налогового периода 2020 года – то есть в первом квартале 2021 года (с возможной реструктуризацией). "Такая мера – это всего лишь кредитование, отсрочка выплаты, для бюджета это по-прежнему актив", – отметил уполномоченный.
Помимо этого, предлагается вернуться к ранее действовавшему принципу уплаты НДС – по факту оплаты товара, а не по факту его отгрузки. Напомним, до 2006 года ст. 167 Налогового кодекса позволяла налогоплательщикам выбрать удобный для них порядок уплаты НДС – "по оплате" или "по отгрузке". Затем для упрощения администрирования этого налога вариативность была исключена, и все налогоплательщики перешли на метод уплаты "по отгрузке". Борис Титов считает, что в текущих условиях такой механизм уплаты может привести к формированию необоснованных обязательств налогоплательщиков, что усугубит кризис "неплатежей" за полученные товары, выполненные работы и оказанные услуги.
"Уплата НДС "по оплате" выгодна тем, что если покупатели систематически задерживают оплату или же им предоставляется большая отсрочка, то обязанность по уплате НДС наступает после оплаты товара",
– пояснил правозащитник. Принцип "нет оплаты, нет налога" он считает более справедливым в условиях нестабильной ситуации на рынке. Но, чтобы учет средств совпадал, правила уплаты НДС "по оплате" должны быть едиными для продавца и покупателя.
Среди радикальных решений по части налогов, озвученных уполномоченным, – и предложение "забыть про налоги для малого бизнеса, забыть, что малый бизнес является фискальным источником бюджета".
Отметим, ранее упоминалось о полном освобождении от налогов для предприятий МСП на специальных режимах налогообложения как минимум на три года.
Кредитные меры
Что касается условий кредитования бизнеса, то видится целесообразным введение запрета банкам ухудшать кредитную историю заемщиков при реструктуризации кредитов субъектам предпринимательства в период борьбы с пандемией коронавируса. В частности, предлагается ввести мораторий на требования досрочного погашения кредитов или реализации залогов в случае несоблюдения заемщиками условий кредитования в связи с коронавирусной инфекцией. Это позволит сохранить стабильную ситуацию по уже выданным кредитам, считает уполномоченный.
Среди антикризисных мер – и предоставление коммерческими банками льготного периода на год по выданным коммерческим кредитам, то есть отсрочка выплаты кредитов на 12 месяцев.
Причем, по мнению правозащитника, за пролонгацию банками кредитов можно предоставлять банкам некоторые преимущества – например, Банк России мог бы аннулировать резервы, которые банки формировали для этих кредитов, и полностью отдать им эти средства. По подсчетам, в настоящее время на корреспондентских счетах в Банке России находятся порядка 2,6 трлн руб., принадлежащих коммерческим банкам.
Иные меры
В числе дополнительных мер, которые были озвучены ранее, следует отметить такие, как:
необходимость расширения списка отраслей, признанных пострадавшими от распространения коронавирусной инфекции (предложено рассмотреть возможность включения в него розничной и оптовой торговли непродовольственными товарами, пассажирских перевозок автомобильным транспортом, ЖКХ, частных стоматологических услуг, центров техобслуживания автомобилей, услуг по ремонту электротехники);
пересмотр бюджетных соглашений Минфина России с регионами для наделения последних большими полномочиями в отношении налоговых льгот и привлечения допфинансирования;
выпуск четких разъяснений относительно того, каким предприятиям разрешена работа в условиях карантина (например, конкретизация понятий "непрерывно действующая организация", "обслуживание на вынос", установление правил торговли товарами первой необходимости в условиях эпидемии);
расширение практики авансирования оплаты товаров и работ по госконтрактам (до уровня 30% по контрактам с МСП);
упрощение процедуры участия МСП и самозанятых в исполнении госконтрактов путем снижения требований к ним;
введение запрета на внесение в реестр недобросовестных поставщиков организаций, не выполнивших обязательства по госконтрактам в связи с последствиями коронавирусной инфекции, а также закрепление в законодательстве понятия обстоятельств непреодолимой силы, вызванных такими последствиями;
приостановление введения маркировки товаров;
отсрочка взимания платы за проезд большегрузов по дорогам федерального значения;
приостановление демонтажа нестационарных торговых объектов во всех субъектах РФ.
***
По сообщению на официальном сайте бизнес-омбудсмена, комплекс экстраординарных мер, предложенных региональным бизнесом, уже направлен Президенту РФ Владимиру Путину. Эти меры, сформированные по итогам массового опроса бизнеса в регионах страны, нацелены на изменение регулирования экономики в кризисных условиях. Они могут стать достойным подспорьем при подготовке очередных федеральных мер поддержки бизнеса.