На границе тучи ходят хмуро, потому что вторую неделю очередь из более чем двухсот грузовых автомобилей на автопереходе «Пограничный» не может сдвинуться с места. Водители уже давно просят краевые власти вмешаться и навести порядок в приграничной зоне.
Но особенно явно бесхозяйственность стала видна сейчас, когда власти Китая ограничили въезд для грузовых автомобилей на свою территорию.
Международный автомобильный пункт пропуска «Пограничный» с пропускной способностью в 100 машин в день со дня на день рискует стать местом социального взрыва. Около двухсот фур с самым разным грузом пытаются дождаться своей очереди на проезд через границу, но вторую неделю не двигаются ни на метр. С обеих сторон узкой дороги стоят вереницы фур, между которыми ходят уже порядком заросшие бородой водители. Обочины дороги и небольшой ручей завалены мусором. И все очень злые.
«У нас живой пост, – говорит Иван, стоящий в группе таких же товарищей по несчастью. – Мы не пропускаем машины, которые подъезжают сзади. Здесь нужно порядок навести. У водителей нет совести, нет дружбы. Большинство стоят, а некоторые проезжают вперёд, занимают в голове очереди тягачами без прицепов. Вечером, когда все ложатся спать, они цепляют прицепы и приезжают к началу колонны, чтобы утром занять первые места на проезд. Некоторые умудрились уже по два-три раза съездить туда-обратно. Но большинство стоят вторую неделю без движения вообще».
По данным Уссурийской таможни, 13 и 14 апреля 2020 года в пунктах пропуска МАПП «Пограничный» таможенники оформили 30 транспортных средств, следующих в КНР, и 32 – из Китая. В контейнерах, рефрижераторах и открытых прицепах машин, стоящих на российской стороне, самый разный груз. В большинстве своём это обработанное дерево. Кругляк машинами не везут, он проезжает по железной дороге. Но есть и те, кто везёт скоропортящийся товар – продукты питания, молочку и рыбу.
«Я здесь стою уже несколько дней, у меня в холодильнике замороженная рыба, – рассказывает дальнобойщик Василий. – Пока ребята делятся топливом: кто канистру даёт, кто ведро. Вот соляра кончится, рефка работать перестанет. И что будет с этой рыбой – я не знаю. Ну, у меня дом есть, фура. У сына квартира – как-нибудь расплатимся за пропавший товар».
Немало водителей действительно на своих машинах. Компании арендуют их вместе с водителем для перевозки груза, но все риски нередко ложится именно на перевозчика. Простой дальнобойщикам обходится недёшево – возле погранперехода нет почти никаких удобств и инфраструктуры.
«Ну, вот такси в посёлок [Пограничный] стоит 700 рублей. Плюс поесть в день где-то тысяча рублей. Соляра по-разному у всех. Стоянка официальная здесь стоит 1000 рублей в первые сутки и по 500 рублей последующие. Столовая есть, но там еды на всех не хватает. Сами же повара говорят, что даже при активном туризме у них столько народу не было. Солярка кончается, денег нет, жрать нечего – это если по-простому», – говорит водитель Сергей.
В то, что на переходе наведут порядок, никто не верит. Говорят, что уже десять лет здесь происходит бардак, значит, «это кому-то выгодно».
Таможенники, по словам водителей, отвечают, что занимаются только документами. Пограничники интересуются лишь тем, что происходит уже на территории перехода. Полиция приезжает и собирает нелепые штрафы – за езду на мопеде без шлема, за непристёгнутый ремень, за переход дороги в неположенном месте. При этом с двух сторон дороги стоят знаки «Остановка запрещена» и таблички «Работает эвакуатор». Но даже запрещённые участки заставлены машинами, в том числе легковыми.
В обычный день, без пандемии и ограничений, МАПП «Пограничный» пропускал с российской стороны 65-67 машин. Недавно Китай ограничил количество грузовых автомобилей до 15 из-за карантина в Суйфэньхэ. Но уже и китайской стороне стало понятно, что груза накопилось много, а машины все в России.
Водители говорят, что китайцы согласны принимать уже по 30-40 машин, но российская сторона пропускает 20.
Из КНР в Россию везут в том числе овощи и фрукты, которые уже начинают дорожать в магазинах из-за дефицита, а также средства индивидуальной защиты – маски и перчатки. В феврале аналогичная ситуация с закрытием границы закончилась рекордным ростом цен на овощи и фрукты в магазинах Приморья.
В Уссурийской таможне сообщают, что для обеспечения бесперебойного перемещения товаров, в том числе продовольствия, товаров первой необходимости, медицинских товаров, через границу таможенники готовы обеспечить пропуск автотранспортных средств даже с превышением паспортной пропускной способности пунктов пропуска. Но пока этот пропуск остаётся минимальным.
«Я закупаю пять булок хлеба, потому что знаю, что стоять придётся долго, – объясняет дальнобойщик Роман. – А потом, чтобы этот хлеб не «зацвёл», жарю его на сковородке и ем сухари. Смех смехом, но это международный пограничный переход. А у водителей нет больше сплочённости. Это мы только на трассе друг с другом здороваемся. Договориться здесь не получается».
Группы водителей обмениваются недобрыми взглядами и едкими замечаниями. Одни говорят, что будут перекрывать от «нахалов» проезд, чтоб не лезли в голову очереди. Другие думают, что в конце концов будет драка и поножовщина. Но все сходятся во мнении, что беспорядок должен прекратиться.
«Должен приехать какой-то человек, не знаю, поставленный, что ли, чтобы навести здесь порядок. Это сейчас коллапс и всё стало видно. Но вообще-то на этом переходе десять лет уже бардак. И никто не хочет брать на себя ответственность. Даже от районной администрации вообще никто не приезжает, не говоря о краевой», – почти в голос возмущаются водители.
Недалеко, примерно в 40 километрах, есть погранпереход через Полтавку. Он частный, в собственности у ЗАО «АПП «Полтавка». Деньги берут за стоянку, за пропуск, за очерёдность. Сейчас там тоже огромная очередь из машин, но при этом есть свой диспетчер, который отмечает приехавшие машины, сообщает номер в очереди и следит, чтобы она двигалась по порядку. А в «Пограничном» и «Краскино», находящихся на иждивении у государства, ситуация далека даже от подобия порядка. Нет банальных удобств, негде отдохнуть, умыться, отсутствуют контейнеры для отходов – обочины зарастают мусором. И, главное, никому до этого нет дела.
Напомним, реконструкция погранпереходов «Пограничный» и «Краскино» задумывалась ещё в 2012 году – чтобы увеличить пропускную способность обоих. Реконструкция МАПП «Краскино» была включена в федеральную целевую программу ещё в преддверии саммита АТЭС 2012 года. При этом в апреле 2012-го строительно-монтажные работы здесь были остановлены.
На МАПП «Пограничный», который также был включён в целевую программу, работы были остановлены в октябре 2012-го. Объект остаётся в федеральной программе «Государственная граница 2012-2021 годы», которая предусматривает 1,1 миллиарда рублей на корректировку документации и окончание строительства.
Реконструкция обоих переходов переносилась неоднократно. В последний раз ФТС и Минтранс заявляли о готовности начать работы в 2019 году, но, очевидно, что-то снова пошло не так.