Сотни фур по-прежнему стоят в очереди на российско-китайской границе. Перевозчики сообщают, что ситуация на погранпереходах с Китаем не изменилась за последние две недели, люди живут и ночуют в машинах.
По мнению предпринимателей, в этой ситуации виноват не только карантин, но также отсутствие договоренностей российской и китайской стороны и давние проблемы инфраструктуры, до сих пор являющейся частной собственностью, сообщает ИА PrimaMedia.
"В понедельник 27 апреля на Пограничном сохраняется очередь из 200-250 машин. Забиты все стоянки, все тупики. Люди живут здесь уже по две недели", — рассказал один из очевидцев.
Китайские власти приняли жесткие меры на пунктах пропуска после повторной вспышки коронавируса в приграничной с Приморьем провинции Хэйлунцзян. Китайская сторона сократила грузопоток, проводится тщательный осмотр и дезинфекция машин, проверка документов и состояния самих водителей. Водителям большегрузов теперь запрещено ночевать в Китае, они обязаны доставить груз и вернуться назад. Правительство края ведет переговоры о возобновлении грузового сообщения в полном объеме.
"Пропускают максимум 15-20 машин в день. Причем ситуация на погранпереходах отличается незначительно, очереди сохраняются везде. Вся провинция Хэйлунцзян под карантином", — прокомментировал директор компании "АгроФреш" Сергей Юрченко.
Представители логистических компаний сообщают, что ограничения повлияли на сроки доставки грузов. Клиенты, чьи заказы уже в пути, вынуждены ждать. Если отправки еще не было, некоторые выбирают авиаперевозку. Также возможна альтернатива доставки грузов по морю до порта Владивосток, а оттуда в случае необходимости — самолетом до Москвы.
"Тем не менее, надо понимать, что не весь груз можно отправить морем. Это хорошая альтернатива для непродовольственных товаров или товаров с длительным сроком годности, но не для скоропорта. Если говорить о железной дороге, далеко не у всех заключены договоры на поставки в вагонах. Автотранспорт как был, так и остается незаменимым для многих компаний", — рассказал Сергей Юрченко.
Участники рынка считают, что разрешить ситуацию помогли бы договоренности с китайской стороной, в том числе о безопасной системе перевозок.
"Механизмы можно придумывать разные — транзиты, пересадки. Все это возможно — обеспечить условия, чтобы в Китай не попадали зараженные водители. Просто никто не хочет этим заниматься, ведь от очередей не зависят доходы правительства",
— прокомментировал один из перевозчиков.
Как вариант, он предлагает систему тройного контроля. Водитель, который занимается перевозками на российской территории, оставляет машину на пункте пропуска. Там есть свои водители, которые перегоняют фуру в Китай, и уже китайский водитель едет на загрузку. Далее — в обратном порядке. Карантинные меры при этом обязательны.
Как отмечает глава профсоюза "Транспортных перевозчиков Приморского края" Петр Куприянов, ситуация на самом деле не нова. По его оценке, своевременно решать возникающие проблемы и в целом повысить эффективность пропускной системы мешает коммерческая принадлежность погранпереходов.
"В связи с коронавирусом грузооборот серьезно сократился. Некоторые предприятия не работают. Однако проблема стоит очень остро, и на самом деле она возникла не сегодня и не вчера. Заниматься погранпереходами нужно было давно", — говорит собеседник редакции.
В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления расположено 63 пункта пропуска,
на российско-китайском участке государственной границы России в ДФО функционирует 15 погранпереходов. Но инфраструктура большинства из них находится в собственности коммерческих организаций, которые не заинтересованы в обустройстве и оснащении погранпереходов.
О том, что право собственности на погранпереходы в ДФО будут постепенно переводить из частной в государственную, заявлял ранее и полпред Юрий Трутнев, назвавший происходящее безобразием.
"Погранпереходы нужно перестраивать, увеличивать пропускную способность с российской стороны, работать эффективнее. А с китайской можно договориться. То, что это до сих пор частная собственность, противоречит законодательству, о чем говорил и президент", — сказал Петр Куприянов, добавив, что начальник транспорта города Суйфыньхэ разделяет негативную оценку Юрия Трутнева.
Напомним, проблема очередей на российско-китайской границе возникла 24 января. Китайская сторона закрыла пропускные пункты на границе с Россией. Потом сообщение возобновилось, но провинция Хэйлундзян ввела новые ограничения, чтобы обеспечить централизованную проверку и карантин возросшего грузопотока.