← Автомобильные грузоперевозки

"Последствия будут необратимы". Как коронавирус ударил по российским дальнобойщикам

https://5koleso.ru

Отрасль автомобильных перевозок оказалась одним из наиболее пострадавших секторов в условиях распространения коронавируса и падения рубля. Каков «масштаб бедствия» и как справляются участники рынка?

По экспертным данным, ограничения на фоне пандемии COVID-19 вкупе с проблемами в экономике приведут к общему спаду объема автоперевозок в среднем по рынку на треть. Причем это касается и международного, и внутрироссийского сегмента. По информации на конец апреля, сокращение интенсивности использования автотранспортной техники уже отмечалось в среднем на 10–15 %. При этом перевозки сборных грузов особенно «просели» — на 30 % к марту прошлого года и на 40 % — в апреле по сравнению с тем же периодом год назад (по предварительным данным). Такую информацию, в частности, приводил Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики.

В обход закрытых стран

Международным перевозчикам довелось столкнуться с серьезными препятствиями — от проверок на дорогах до закрытия границ для грузового автотранспорта. Водителям пришлось ехать в обход «закрытых» стран, что создавало пробки на приграничных территориях. Кроме того, общий объем перевозок снизился из-за остановки работы многих отраслей, падения покупательского спроса и рубля.

«Каждая страна в текущих условиях пытается обеспечить свою безопасность», — отметил коммерческий директор международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» Алексей Чиняков. По его словам, в Китае в конце апреля (на момент комментария) наблюдались сложности с допуском на территорию страны российских водителей с визами категории «М». «Теперь для организации передачи грузов, компании пользуются дорогостоящими услугами водителей-загонщиков, у которых открыта виза категории «C», с которой на приграничную территорию Китая запускают. Мы надеемся, что ситуация в будущем нормализуется», — добавил он.

Что касается европейского направления, то для организации транзитных перевозок страны Евросоюза выделяют отдельные маршруты, снабженные необходимой инфраструктурой, рассказал Чиняков.


По данным независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, в конце апреля сохранялась проблема с задержками на некоторых европейских границах в связи с ужесточением мер безопасности в условиях пандемии.

Участники рынка свидетельствовали, что после закрытия странами Евросоюза своих границ время прохождения грузового транспорта через пункты пропуска и транзита в среднем выросло от двух до четырех дней.

Закрытие границ с европейскими странами перераспределило транспортные потоки, отметила коммерческий директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк. «Например, в нашей компании приостановка грузопотоков из Польши привела к 30 %‑ному росту объемов автомобильных поставок в Калининград», — рассказала она.

Кроме перераспределения направлений маршрутов, ситуация привела к поиску новых поставщиков некоторых товаров, увеличению сроков и изменения графика поставок, отметил Алексей Тузов. В связи с этим он назвал риск роста стоимости оказания услуг.

Ряд перевозчиков уже отметили рост цены услуги по транспортировке грузов — в большей степени это коснулось грузов из Италии. Рост стоимости перевозок в эту страну составил 1–1,5 тысяч за один рейс, свидетельствует Максим Шишко (ГК «АвтоСпецЦентр»).

Алексей Чиняков уточнил, что 

стихийно возникающие границы между странами ЕС сначала спровоцировали скачок цен на автоперевозки в середине марта, однако затем последовало снижение ставок из-за нехватки предложения.

Не на всех направлениях есть сложности и обобщать, конечно, нельзя. «Ситуации сильно отличаются в разных отраслях и странах, — отметил заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам AsstrA-Associated Traffic AG Виталий Еременко. — Появились границы там, где их не было, есть страны, в которые въезд сильно ограничен, а в некоторых не произошло никаких изменений». Но если говорить в целом, то общее количество перевозок в компании за последние два месяца уменьшились, признал он.

Значимый фактор для международного сегмента — падение курса рубля. «Для нас актуальнее последствия пандемии, которые выражены в изменениях объема перевозок и ставок фрахта, — рассказал Еременко. — Но курс валют тоже важен — мы принимаем разные схемы в сотрудничестве с клиентами и поставщиками, стараясь соблюдать паритет валют, уменьшать кассовый разрыв и применять другие финансовые инструменты для минимизации курсовых потерь».

Регионы усложнили жизнь

Внутренний рынок грузоперевозок испытывает похожие проблемы по сравнению с международным.

«Ситуацию в отрасли автомобильных грузоперевозок можно охарактеризовать как чрезвычайно нестабильную, — считает управляющий Биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде. — На отрасль повлияло общее снижение спроса, вызванное карантинными мерами и спадом в экономике».

Эксперты отмечают введенные ограничения как один из основных факторов. В рамках указа президента РФ о расширении мер борьбы с распространением инфекции главы регионов России получили дополнительные полномочия, напомнил Алексей Тузов. Это коснулось и сегмента внутренних перевозок. 39 из 85 регионов страны ввели особый режим передвижения по своей территории: cитуацию усложнил тот факт, что для получения пропусков в разных регионах обязали предоставить разный перечень заявительной документации, свидетельствуют предприниматели.

«Автоперевозчики, которые продолжают возить грузы, вынуждены работать в условиях повышенных рисков, — рассказал Святослав Вильде. — Фура, выезжающая сегодня, через 2‑3 дня уже может не попасть в место назначения. 

- Почти каждый день мы получаем новости о том, что тот или иной регион закрывает границы, на трассах устанавливаются блокпосты — все это приводит к неразберихе, огромным очередям на границах, усилению коррупционных рисков».

Кроме того, отметил он, регионы вводят практику помещения водителей в двухнедельный карантин — как следствие, перевозчики столкнулись с дефицитом водителей. «У небольших перевозчиков простаивают фуры, просто потому что им не найти сейчас других сотрудников», — добавил эксперт.

Ситуация действительно осложнилась необходимостью получения пропусков, подтвердил директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Эдуард Миронов. «Во-первых, это привело к дополнительным затратам на анализ и оценку ситуаций в регионах, через которые проложен маршрут, — рассказал он. — Во-вторых, в городах одного региона могут действовать разные правила и ограничения. Водителям приходиться запоминать много разной информации, а также пользоваться совершенно разными сайтами и приложениями для оформления пропусков».

Из-за спада в сегменте грузовых авиаперевозок, пришлось переводить часть доставок на автомобильные магистральные маршруты, рассказала Елена Шутюк (IML). 

При этом магистральные перевозки осуществляются в основном в штатном режиме, потоки даже растут, рассказала она. Но на некоторых направлениях у компании возникают сложности, вызванные нововведениями (дополнительными проверками ввозимых грузов, новой системой пропусков и т. д.) и влияющие на сроки доставки. В первую неделю апреля на въезде в Самару возникла пробка протяженностью в 50 километров, привела пример эксперт. Грозный на момент предоставления комментария полностью закрыли для автотранспорта, пропуска было сделать невозможно. До открытия все заказы отправили на склад в Краснодаре. В целом же компании удается решать вопросы оперативно и соблюдать заявленные сроки доставки, отметила Шутюк.

В транспортной компании «Дентро» также сетуют на отсутствие единой системы пропусков. Однако удается подстраиваться и «пробираться» в каждый регион.

Компания «МАН Трак энд Бас РУС» провела опрос водителей и выяснила, что около 71 % из них продолжает выполнять регулярные рейсы. При этом только 29 % работающих водителей не сталкиваются с какими-либо ограничениями, а 14 % испытывают незначительные трудности.

«Сфера логистики в таких случаях использует альтернативный способ доставки, например, комбинированный вид транспортировки, и перевозки грузов осуществляются, но без достаточной загрузки существующих мощностей», — отметил эксперт Алексей Тузов.

Что касается требований санитарной безопасности, тот тут перевозчики справляются: в компаниях рассказали, что выдают водителям одноразовые маски, обрабатывают парк авто дезинфицирующими средствами и т. п. О проблемах с предрейсовыми и послерейсовыми осмотрами транспортных средств, а также с ремонтом опрошенные компании также не сообщили. Легче, конечно, тем, у кого есть собственная СТО.

В компании «Дентро» сообщили, что небольшие сложности с работой СТО были первую неделю апреля, а «дальше все практически в обычном режиме работают».

Уйти в онлайн

Если подробнее говорить о факторе экономической активности, то перевозчики приводят разные данные на эту тему.

Спрос на услуги по перевозке по ряду направлений даже вырос, заявили в «ТРАСКО». Особенно это касается продуктов питания и товаров первой необходимости, сообщил представитель компании Алексей Чиняков. Стабильным, по его словам, остается спрос на грузы сельскохозяйственного назначения. «Приближается посевной период, и спрос на логистику для этой группы только увеличивается. Медицинские товары — тут спрос есть, но больше на перевозку средств защиты», — добавил он.

По данным ассоциации «Грузавтотранс», с начала введения режима самоизоляции на конец апреля сокращение объемов перевозок продуктов питания составило 10‑15 %, а непродовольственных грузов 40‑50 %.

«Грузы по типу стройматериалов, металлоконструкций, бытовой химии «отвалились». Сейчас в основном возим продукты питания, товары первой необходимости», — сообщили, в свою очередь, в «Дентро».

В целом же офлайн-торговля просела, при этом трафик интернет-магазинов, площадок онлайн-продаж, по статистке, растет. В лидеры по объему доставок вышли средства личной защиты (плюс 213 процентов), косметика (плюс 186 процентов), детские товары (плюс 164), книги (плюс 157), спортивный инвентарь (плюс 146) и электроника (плюс 139 процентов).

«В целом от последствий распространения коронавируса пострадал в большей степени розничный бизнес, не успевший построить каналы онлайн-продаж, — отметила Елена Шутюк. — С другой стороны, ситуация подстегнула выход в онлайн отрасли (фармацевтическую, алкогольную), которые ранее не имели такой возможности».

Так что для сферы курьерской доставки это обернулось ростом спроса. Например, из-за закрытия торговых центров в Норильске и Владивостоке число курьерских доставок IML увеличилось на 15 % и 12 % соответственно, привела пример представитель логистической компании.

Но далеко не во всех офлайн-направлениях произошло полноценное замещение на онлайн-режим.

«Если анализировать цепочки поставок наших клиентов, которые специализируются на одежде, обуви, парфюмерии, косметике и подобных товаров, то развитие онлайн-ритейла не смогло в полной мере нивелировать приостановку офлайн-торговли», — отметил Эдуард Миронов (FM Logistic). Эксперт напомнил данные о том, что частота эксплуатации грузовых автомобилей в России сократилась на 10‑15 %, что, по его словам, приводит к падению прибыли и ведет к накоплению убытков.

Алексей Тузов считает, что 

производство и бизнес не были готовы к ограничению традиционных поставок, а для ведения онлайн-ретейла у компаний не хватает ресурсов. 

Из-за спонтанного перехода сферы торговли и услуг из офлайна в онлайн, перевозчикам, по его словам, приходится перестраивать свои процессы подачи машин и приема товара на складе. Ситуация в целом привела к убыткам,  отметил эксперт.

Среди проблем на перспективу он назвал риск столкнуться с отсутствием необходимых запчастей или завышенной ценой на них в связи с дефицитом. Пока таких сложностей нет, рассказали в IML: автозапчасти, как и топливо, пока доступны, существенного подорожания не наблюдалось. В компании «Дентро», впрочем, отметили, что курс валют уже повлиял на закупку запчастей. В «ТРАСКО» тоже фиксируют рост на импортируемые запчасти.

Меры поддержки

Ряд участников рынка предвидят возникновение более существенных сложностей в своей деятельности в дальнейшем — предприниматели высказывали в прессе и соцсетях опасения, что, возможно, придется идти на сокращение зарплаты водителей, так как «запаса прочности» надолго не хватит. А вследствие роста неплатежей со стороны потребителей услуг может произойти исход с рынка малых и части средних компаний логистической отрасли.

Последствия пандемии вряд ли будут обратимы, констатировал Алексей Чиняков из «ТРАСКО». «Массовые уходы с рынка малого и среднего предпринимательства существенно сократят грузовую базу. Особенно это коснется сборных грузов, — прогнозирует он. — Резкое снижение покупательской способности населения повлияет на спрос на логистические услуги. Вынужденные каникулы крупных производственных предприятий остановят выстроенные годами цепочки поставок».

Да и для всей экономики, по его словам, сложившаяся ситуация — это «крупное потрясение, которое совершенно точно оставит ощутимый и долгосрочный след».

Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики в обращении в кабмин (отправлено в конце апреля) назвал среди отрицательных факторов рост стоимости топлива, НДС, а также тарифа «Платона», кроме того, были отмечены риски просрочки выплат и банкротств участников рынка. 

«На сегодня у участников рынка не сформированы необходимые резервы, достаточные для выживания при продолжительном сокращении объемов грузоперевозок», — заявили в ассоциации.

В связи с туманными перспективами транспортно-логистические компании пытаются добиться у государства поддержки в условиях спада товаропотока.

Некоторые меры в пользу бизнеса уже были предприняты. Как напомнил представитель «ТРАСКО», они были анонсированы президентом и правительством в начале апреля. Ряд грузовых автомобильных перевозчиков может рассчитывать на государственную поддержку. «Хотя туда, к сожалению, вошли не все грузоперевозчики, но это должно некоторым образом ослабить давление на бизнес», — считает эксперт. Власти, по его мнению, понимают, что на транспортной отрасли в силу специфики ситуации лежит большая ответственность и «обездвижить» ее сейчас никак нельзя.

Некоторым образом облегчит положение в отрасли и решение о неприменении на весенний период временного ограничения движения по автомобильным дорогам регионального и местного значения транспортных средств с нагрузкой на ось, превышающей предельные значения.

«Мы надеемся, что государство также исполнит свои обещания по смягчению давления фискальных органов, предоставлению льготных кредитов и реализует другие обещанные бизнесу послабления, — резюмировал он. — В комплексе, эти меры смогут оказать отрасли поддержку и удержать ее на плаву».

Однако по данным на конец апреля компания пока не ощутила на себе большинство из объявленных мер, констатировал Алексей Чиняков.

Ряд предпринимателей заявили о необходимости более кардинальных мерах. 

В частности, упомянутый выше союз экспертов попросил правительство РФ об отмене транспортного налога на год, снижении налога на прибыль организаций, а также о субсидировании платежей в системе «Платон» или приостановке ее работы. 

По ряду налогов предлагалась приостановка платежей, участники рынка также просили субсидии по кредитным и лизинговым выплатам, по расходам на топливо и т. п. С похожими предложениями мер ранее обращалась Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, но существенной для рынка реакции от правительства предприниматели не увидели.

Глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин также сообщил об отправке в кабмин аналогичных инициатив. Предлагается приостановить плату за систему «Платон» до 2021 года, чтобы автоперевозчики смогли обеспечить себе «подушку безопасности». А также — приостановить выплаты за транспортный налог на грузовики до того же срока и рассмотреть возможность внедрение дотаций на дизтопливо для перевозчиков, либо понизить его стоимость.

«Конечно, отрасль автомобильных грузоперевозках нуждается в господдержке. Уже приняты некоторые меры, связанные с налоговыми льготами, — прокомментировал Святослав Вильде (ATI.SU). — Но перевозчики неоднократно обращались с просьбой приостановки системы «Платон» или хотя бы снижения платы за проезд большегрузов на период ограничительных мер. Пока безрезультатно».

Максим Шишко из ГК «АвтоСпецЦентр» со своей стороны выступил за отмену уплаты транспортного налога, утилизационного сбора за большегрузы экологического класса Евро 5 и Евро 6, и тоже — сборов за «Платон». Это станет ощутимой поддержкой отрасли автоперевозок во время ограничений и после их отмены, отметил эксперт.

Елена Шутюк (IML) перечислила необходимые меры в разных сферах. Среди финансовых — компенсация налоговых выплат и расходов на топливо, снижение таможенных сборов. Кроме того, она предлагает ряд организационных мер. Это введение единых стандартов работы логистических компаний в различных регионах. «Сложности, связанные с несвоевременным информированием компаний о необходимости наличия определенных документов при въезде на ту или иную территорию, негативно сказываются на сроках доставки, — пояснила эксперт. — Кроме того, необходимо унифицировать разрешающие документы, чтобы их можно было использовать в разных регионах». Отдельное внимание Шутюк предлагает уделить транспортной инфраструктуре, например, — организации бесплатных парковок.

В «Дентро» рассказали, что без господдержки — собственными силами — пытаются наладить связи с кредиторами (получить отсрочки и т. д.).

В целом же компании ждут окончания периода ограничений для работы предприятий и для сферы перевозок и стабилизации курса валют — после этого, как ожидается, начнется восстановление грузопотока. А пока игроки рынка перестроили (или попытались это сделать) работу для того, чтобы сохранить прежний уровень сервиса для клиентов. В целом же преодолеть кризис легче всего будет компаниям без основных средств, то есть экспедиторам, отмечают эксперты. В любом случае, следует ожидать дальнейшей консолидации рынка перевозок. 

Ирина Зверева