Пакет новых правил, регулирующих сектор грузовых автоперевозок на территории ЕС, убьет отрасль, считают в Латвии. По мнению представителей сектора, принятие новых правил стало следствием лоббирования интересов стран Старой Европы.
Новые правила в области грузоперевозок Европарламент утвердил в начале июля.
Компании обязывают организовать график таким образом, чтобы дальнобойщики могли регулярно возвращаться домой — каждые 3-4 недели. При этом обязательный еженедельный отдых больше нельзя проводить в кабине своего грузовика.
После вступления правил в силу, транспортная компания, зарегистрированная в любой из стран ЕС, должна будет юридически подтверждать наличие значительного объема перевозок именно в этом государстве, кроме того, каждая ее машина должна возвращаться в страну, где зарегистрирован операционный центр компании, не реже одного раза в два месяца.
В грузовиках станут обязательными тахографы, которые регистрируют пересечение границ между странами ЕС. Под действие правила попадут и небольшие транспортные средства от 2,5 тонны.
Латвийские перевозчики считают, что таким образом их устраняют как конкурентов перевозчикам из Западной Европы.
"Наши водители, руководители компаний, логисты — они предприимчивые, с широким полем зрения, поэтому мы создали серьезную конкуренцию для западных перевозчиков, что им не нравится", — заявил председатель правления ассоциации Latvijas Auto Александр Поцилуйко.
Представители компаний-грузоперевозчиков критикуют ряд положений реформы. Например, положенный 45-часовой отдых должен быть обеспечен в помещении, где есть место для сна и удобства. Казалось бы, это защищает водителей, но не все так радужно, говорит дальнобойщик Александр Михальчук.
"Если машина груженая — непонятно, где она будет стоять, чтобы ничего с ней не случилось? Если я буду жить в мотеле, а машина будет стоять на автобане — это ненормально. У них стоянок охраняемых очень мало", - отметил он.
Другое требование — возврат фуры каждые восемь недель в страну регистрации. Машина должна приходить пустой, а затраты покрывать — перевозчик.
Член правления ассоциации Latvijas Auto Александр Черкасов прогнозирует смену "прописки" транспортных средств.
"Чтобы избежать возврата машин, придется крупным фирмам перенести юрисдикцию в старую Европу или в Польшу, маршруты обслуживать оттуда будет логистически выгоднее", - считает он.
В Latvijas Auto подсчитали, что из-за этого могут закрыться до 40-50% латвийских компаний.
"Бороться надо как-то, но не вижу перспективы для развития бизнеса — и вообще, я думаю, все придет в катастрофическую яму", — считает директор компании DDN Plus Дмитрий Наприенко.
В Минсообщения новые правила называют дискриминирующими и считают, что они болезненно ударят по экономике Латвии. И даже готовы судиться, заверила заместитель директора департамента автотраспорта Минсообщения Анния Новикова.
"Литва, например, Болгария, Румыния, Польша — и они уже, насколько я знаю, подали такой иск. Мы еще консультируемся с коллегами и будем решать на государственном уровне — либо присоединяться к уже поданному иску других стран, либо подавать его самостоятельно", - пояснила она.
Кроме того, и в министерстве, и в ассоциации отмечают, что новые правила противоречат "зеленому" курсу Евросоюза. Большое количество грузовых машин изо всех стран ЕС будут ездить порожняком по Европе, чтобы выполнить условие — возврат по месту "прописки" каждые восемь недель. Согласно исследованию, это увеличит выбросы СО2 за год на 3,2 миллиона тонн.