Евросоюз ввел новые правила труда и отдыха для дальнобойщиков, которые касаются и россиян.
ЕС утвердил новые правила труда и отдыха для дальнобойщиков. По старым правилам дальнобойщики имели право на не менее чем 45-часовой отдых после максимального 6-дневного периода работы, а кроме того, существовал и сокращенный вариант - не меньше 24-часового отдыха, но с последующей компенсацией тех часов отдыха, которые были не добраны в предыдущий период.. Теперь схема будет гибче. Можно будет отдыхать два коротких периода подряд, но при условии, что их будет не больше двух во время каждого четырехнедельного периода. А вот компенсированное время отдыха должно быть предоставлено водителю полностью до конца третьей недели после сокращенного отдыха.
Отдыхать сокращенно можно и в кабине грузовика, а длительный отдых возможен только в помещении, которое оплачивает работодатель – с кроватью и санузлом, а также с учетом пола водителя. Помимо этого, компания обязана давать шоферу возможность проводить не менее одного еженедельного отдыха за каждые 4 недели работы дома.
Кроме того, для комфорта водителей будут создана сеть сертифицированных парковок с защитой от посторонних лиц, с продажей еды и напитков, хорошим освещением и санузлами с учетом половой принадлежности. Их список будет публиковаться на специальном сайте.
По новым правилам также водителей, приезжающих в чужую страну, нужно будет регистрировать как командированных и таким образом платить им зарплату, принятую в стране, в которую они въезжают. Для богатых стран – она будет больше. Исключения составят водители, едущие транзитом или совершающие двусторонние перевозки, - между страной, где зарегистрирована их компания, и другой страной. В этом случае, разрешается совершить до двух операций выгрузки/погрузки, но только по одной в каждой стране, которую проезжает грузовик – с тем, чтобы машины не ездили порожними.
Правила вступят в силу через полтора года.
Это нововведения должны покончить с практикой, когда фирмы из бедных стран занимаются перевозками в богатые страны Евросоюза.
Теперь компаниям нужно будет создавать офисы с персоналом и парком автомобилей, а также платить налоги там, где они на самом деле работают. К таким офисам в странах предоставления услуг и должны быть приписаны шоферы-дальнобойщики.
Таком образом будет устранен систематический каботаж (внутренние перевозки грузов в одной стране перевозчиками из другой страны ЕС), поскольку шоферов нужно будет командировать. Действующие сегодня ограничения на каботаж останутся: не больше 3 операций за 7 дней, после чего грузовик не имеет права въезжать в ту же страну езще 4 дня, а вынужден возвратиться в страну регистрации.
Для контроля за нововведениями, будут внедрены «умные» тахографы, регистрирующие пересечение границ между странами Евросоюза в системе спутниковой навигации. Ими будут оборудованы все грузовики до конца 2023 года, а в июле 2026 года - и автомобили с максимальной допустимой массой свыше 2,5 тонн.
В то же время, условия работы в Евросоюзе шоферов из России, Украины и Белоруссии регулируются Европейским соглашением для экипажей транспортных средств, занимающихся международными автоперевозками, которое останется в силе.
Вместе с тем новые правила гласят, что фирмы, зарегистрированные за пределами ЕС, не могут получать более выгодные условия, чем фирмы самого Евросоюза, а это означает, что российские, украинские и белорусские дальнобойщики станут больше зарабатывать на территории ЕС. Для этого Брюссель должен начать переговоры с государствами-участниками ЕСТР.