← Автомобильные грузоперевозки

«"Платон" станет суперприложением для грузоперевозчиков»

Фото: пресс-служба госсистемы «Платон» 

Гендиректор «РТ-Инвест Транспортные системы» Антон Замков – об итогах работы госсистемы, умных дорогах для беспилотных фур и трендах развития логистики.

Оценка влияния пандемии коронавируса потребовала оперативных и объективных данных и от всех отраслей экономики страны, и от отдельных компаний. Одним из ключевых показателей состояния автомобильных грузоперевозок и логистики стала статистика государственной системы «Платон», на основе которой, в частности, Минэкономразвития ежедневно рассчитывает индекс экономической активности. Помимо этого, пандемия усилила тренд всеобщей цифровизации, внедрения онлайн-сервисов и ускорения перехода на «безбумажные» технологии. О том, какие данные «Платон» дает государству, а также о «цифровом» развитии системы «Известиям» рассказал Антон Замков, генеральный директор компании-оператора госсистемы «Платон» — «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).

Почему данные «Платона» стали так важны в период пандемии коронавируса?

— Дело не в коронавирусе, конечно. Пандемия стала очередным подтверждением важности использования тех данных и цифровой инфраструктуры, которые уже есть у государства. «Платон» — единственный на сегодня цифровой источник достоверной и юридически значимой информации об интенсивности движения грузовиков на федеральных трассах. Этот факт признан всеми: государственными ведомствами, отраслевыми экспертами и аналитиками логистических компаний. Более того, накопленный массив данных за четыре с лишним года работы системы дает возможность объективного анализа состояния рынка, сравнения показателей по месяцам, дням и даже по часам, а также прогнозирования развития ситуации в будущем.

Какие это данные?

— Мы ежедневно, а иногда и чаще по запросам правительства РФ, Минтранса, Росавтодора и других ведомств формируем свод данных и сравнительный анализ относительно 2019 года по пробегу грузовиков, интенсивности движения в целом, по отраслевой и региональной принадлежности грузоперевозчиков, по количеству пересечений большегрузами российских границ на въезд и выезд. Например, в начале пандемии была важна информация о работе ритейла для анализа бесперебойности поставок товаров первой необходимости. Затем анализировали, как после спада в апреле к лету активизируется работа других отраслей — логистических компаний, строительства и сельского хозяйства. 

У нас в системе сейчас 600 тыс. грузоперевозчиков, у которых 1,4 млн грузовиков. И их можно разложить по форме собственности и по целому ряду параметров. 

И вся эта информация «живая», постоянно обновляемая в онлайн-режиме.

Эти данные собирают специальные устройства в грузовиках?

— Это целый комплекс источников. Инструментом сбора данных стала развернутая при создании системы инфраструктура федерального охвата. Почти 500 рамок контроля, круглосуточно фиксирующих проезд грузовиков. Объективность обеспечивается за счет того, что они располагаются в точках наибольшей интенсивности движения. Их локация рассчитывалась по математической модели для эффективного мониторинга движения и равных условий для всех грузоперевозчиков. Также сканеры и камеры на рамках обеспечивают высочайший уровень распознавания транспортных средств и их номеров — более 99%. Общий пробег складывается из километража использованных перевозчиками маршрутных карт и геоданных с бортовых устройств, которые соотносятся графом дорог — уникальной цифровой моделью всех федеральных дорог, позволяющей с точностью до метра рассчитать плату за пройденный маршрут.

При обсуждении «хайповой» сегодня темы запуска беспилотных автомобилей эксперты часто говорят, что это невозможно без «ответственных» коммуникационных, навигационных, геоинформационных сервисов, которые должны распределить ответственность между пользователями и владельцами дорог, разработчиками технологий автономного движения. В этом смысле «Платон» — это первая и пока единственная «ответственная» геоинформационная платформа на российских дорогах. Она обеспечивает точность расчета платы, а не просто обобщенную информацию для водителя в пути.

Инфраструктуру «Платона» можно использовать для запуска беспилотников?

— Она точно может стать опорным элементом «умных» дорог для беспилотников на федеральных трассах. Причем эта инфраструктура уже готовая, да еще и с защищенными каналами передачи данных. Нами сделан приличный задел в технологическом развитии цифровой инфраструктуры. И эти решения российские, что еще более важно для технологического суверенитета. 

Пока беспилотные фуры на федеральных трассах кажутся фантастикой, но это самый с экономической точки зрения понятный бизнес-кейс по сравнению с запуском беспилотников в мегаполисах. 

Он вдвойне логичен и реализуем, например, на трассе М11 «Нева» между Москвой и Петербургом, на М4 «Дон» и на создаваемом транспортном коридоре Европа – Западный Китай. Только уже сейчас необходимо приступать к цифровому наполнению созданной дорожной инфраструктуры, тестировать различные решения: наши, мировых разработчиков и автопроизводителей.

Кстати, ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» вместе с фондом «Росконгресс» провела в июле качественную онлайн-сессию по этой теме. Ведущие эксперты отметили, что первыми полноценными беспилотными перевозками станут именно грузовые на ключевых федеральных трассах, и назвали горизонт — до 2025 года.

Говоря о статистике «Платона», к концу лета рынок грузоперевозок восстановился после спада в апреле?

— Общий пробег грузовиков постепенно возвращается к показателям 2019 года. Действительно, в апреле был спад, но затем месяц за месяцем показатели растут: с –19% в апреле к –8% в июле. Август также показывает восстановление экономической активности грузоперевозчиков. 

На уровне прошлого года и выше уже логисты (сборные грузы), ритейл, перевозчики сельхозпродукции, строительной отрасли и добывающей промышленности. 

Например, на неделе с 17 по 23 августа общий пробег грузовиков вырос на 4% по отношению к прошлогоднему аналогичному периоду. Тренд положительный сформировался, также ежемесячно растет регистрация в системе новых грузовиков.

Данные «Платона» сейчас использует только госведомства или логистические компании также имеют доступ?

— Использование данных госсистем, интеграция государственных и корпоративных платформ — тема суперактуальная. За этим, уверен, следующая веха развития цифровой трансформации логистики. Тренд задан бизнесом, который не первый год активно создает и использует сервисы внутреннего электронного документооборота, мониторинга маршрутов и цифрового экспедирования. Но нужны юридически значимые данные, автоматизация административных процедур на государственном уровне. И мы уже тестируем интеграцию данных с одной из крупнейших российских логистических платформ.

Для эксперимента грузоперевозчики, подключенные к платформе, дают согласие на передачу данных от госистемы «Платон». Идем от пользователя, перевозчик сам решает, какие данные ему необходимы. Так информация коммерческой платформы обогащается, актуализируется в режиме онлайн. При этом перевозчикам не нужно дополнительно устанавливать бортовое оборудование, всё есть в мобильном приложении. И здесь на новый качественный уровень выходят сервисы трекинга и онлайн-отслеживания доставки груза, которые становятся доступны одновременно заказчику, грузоотправителю, диспетчеру и тем, кому перевозчик посчитает нужным открыть эту информацию.

Это первые реальные шаги к созданию сервиса «цифрового дальнобойщика», когда система дает возможность дозагрузиться по пути или получить груз рядом с местом разгрузки. А заказчики в режиме онлайн выбирают перевозчика на основе геолокации, стоимости и открытых рейтингов. Дальнейшие проработанные предложения будем формировать по итогам экспериментов.

Как будет развиваться система «Платон» в ближайшем будущем?

— Почти пять лет работы системы прошло на одном дыхании и в процессе постоянного развития, модернизации на основе обсуждения с грузоперевозчиками. И здесь мы занимаем активную позицию в части, например, подключения системы к создаваемому суперсервису «Безбумажная перевозка грузов». 

Будем работать, чтобы «Платон» стал суперприложением для грузоперевозчика, чтобы ряд государственных сервисов был доступен в режиме «одного окна».

Также в части инфраструктуры перед нами стоит масштабная задача: построить в ближайшие несколько лет 155 дополнительных рамных конструкций и запустить 30 автомобилей контроля почти на 20 тыс. км новых федеральных дорог, которые до 2025 года будут переданы из региональной собственности, и на 1,5 тыс. км федеральных автотрасс в управлении «Автодора», на которых до 2024 года не будут открываться платные участки.

Помимо этого, мы разработали и успешно протестировали новое решение для машин контроля. Их сканеры и камеры фотофиксации позволяют одновременно выявлять нарушителей в обоих направлениях движения, захватывать потоки с большим количеством полос. Такая технология отвечает запросам грузоперевозчиков, которые требуют усилить контроль за нарушителями, закрывающими номера грузовиков.

Юлия Романова