Дальнобойщик из Крымска рассказал о жизни за рулём.
Водителей большегрузных машин можно назвать героями нашего времени. Большую часть жизни они проводят за рулём, чтобы доставить нам продукты, одежду, технику и многое другое. Традиционно в последнюю субботу августа люди этой профессии отмечают День дальнобойщика. О своей тяжёлой, но такой нужной работе газете «Призыв» рассказал дальнобойщик с сорокалетним стажем вождения из Крымска Александр Игнатьев.
Суровая и романтичная профессия
Александр Викторович окончил школу № 6 Крымска, после чего сразу пошёл работать слесарем. Учился прямо на производстве, у наставника слесаря-моториста. Посвятил этому делу два года и получил третий разряд. Затем устроился водителем, сначала – в колхоз имени Ленина, потом – на предприятие, занимающееся ремонтом сельхозтехники. А сесть за баранку Александру Игнатьеву захотелось по одной простой причине – его влекла романтика этой профессии. Хотелось побывать в новых местах, познакомиться с новыми людьми. В то время он видел себя своего рода путешественником. Затем работа затянула, превратилась в привычку, и мужчина почувствовал, что уже не может без машины, без дороги.
В девяностые годы предприятие, на котором работал Александр Игнатьев, перестало существовать. Тогда он взял грузовик в аренду и стал ездить в междугородные рейсы. Москва, Ярославль, Харьков – это лишь малая часть городов, в которых побывал Александр Викторович. «Проще перечислить места, где я не был», – шутит он. Однажды водитель даже стал «международником» – доставлял грузы в Казахстан. Побывал и в «горячих точках» – возил гуманитарную помощь в Чеченскую Республику во время боевых действий. Поездить довелось на машинах ГАЗ-63, ЗИЛ-157, ЗИЛ-164 и многих других. А затем Александр Викторович купил немецкую машину «MAN», за рулём которой работает до сих пор. Вот уже 20 лет этот грузовик верно служит своему владельцу.
— Работа водителя затягивает. Отдохнул недельку – и уже чувствуешь: надо ехать. Карантин для меня был настоящей пыткой.
Я переделал дома всё! Не умею я сидеть без дела, поэтому оборудовал для себя гараж: здесь у меня инструменты, сварка, торцовочная машина, сверлильный станок, дрели, лобзики, болгарки. В общем, всё то, что нужно для работы с металлом, – делится водитель.
Хоть его родные и привыкли жить порознь с главой семейства, любящий отец вырастил двух дочерей и построил большой дом, в котором живёт с женой Светланой. Сейчас Александр Игнатьев работает в компании «Русмарин-Форвардинг СХВ». Доставляет контейнеры из Новороссийского морского порта в Ростов-на-Дону. Дальше Ростова дальнобойщик уже не ездит – говорит, с возрастом сил стало не хватать. Перевозки требуют дисциплины и строгого соблюдения сроков доставки, поэтому Александр Викторович привык приходить в чётко назначенное время и в обычной жизни. Например, на встречу с корреспондентом он не опоздал ни на минуту.
Все дороги – наизусть
Раньше навигации у дальнобойщиков не было. Ориентировались они по картам и подсказкам местных. Со временем запоминали центральные дороги и ездили только по ним. А по приезде оставляли машины на стоянках и спешили к междугородному телефонному узлу, чтобы позвонить домой, услышать голос родных и сказать заветное: «Алло, я приехал, всё хорошо».
Конечно, с появлением мобильных телефонов созваниваться с родными и ориентироваться на местности стало намного удобнее. Хотя навигатором в смартфоне Александр Викторович почти не пользуется. На то есть вполне веская причина: программа может ненароком построить маршрут большегруза как для легковой машины.
Слепо следуя советам приложения, легко можно заехать на узкую улицу или попасть в тупик, из которого без посторонней помощи уже не выбраться. А если этот инцидент попадёт ещё и в объектив камеры видеонаблюдения, штраф гарантирован.
Но Александр Викторович говорит, что ему навигатор в дороге почти не нужен, ведь за годы работы он запомнил все маршруты наизусть.
Помимо телефонов, в каждой грузовой машине есть рация, улавливающая сигналы других водителей в радиусе пяти километров. По ней можно и новости о пробках и авариях узнать, и спросить, где купить определённую запчасть. Порой товарищи подсказывают, когда нужно заменить внезапно спустившее колесо, или предупредят, если нужно объехать возникшее на трассе препятствие.
Дальнобойщики переписываются в популярных мессенджерах, но ничто не заменит живого общения. Пока стоишь на таможне, можешь пообщаться с белорусами, поляками, турками, болгарами, сербами, чехами, узнать у них, чем живёт заграница. Интересно послушать свежие байки на стоянке в конце рабочего дня, ведь дорога каждый день преподносит водителям сюрпризы.
Жизнь за рулём
Дальняя дорога держит человека в напряжении. Для того чтобы сохранить своё здоровье, дальнобойщики соблюдают режим труда и отдыха, согласно которому водитель не может работать больше девяти часов в сутки. При этом он должен обязательно делать перерывы длительностью от 15 до 45 минут. В это время можно вздремнуть или поесть. Холодильник Александр Игнатьев старается не включать – из-за него намного быстрее садится аккумулятор. Вместо этого мужчина собрал себе термобокс – коробку из пенопласта, дно которой покрыто серебряной фольгой. Внизу кладётся лёд, а сверху – еда. Такой «морозилки» спокойно хватает на двое-трое суток.
На хобби сил и времени при таком строгом графике не остаётся. Чтобы дорога была веселее, Александр Викторович включает музыку или радио. Любимые радиостанции водителя – «Радио 7 На семи холмах» и «Ретро FM», а исполнители – Джо Кокер, Майкл Бубле и группа Eagles.