Директор департамента транспортной логистики "Магнита" Евгений Еременко рассказал, как компания работала в условиях пандемии и как новая стратегия торговой сети отразится на системе доставки.
Добрый день, Евгений Александрович. Как изменила пандемия логистику перевозок сети «Магнит»?
— Добрый день. Транспортная логистика сети «Магнит» никак не изменилась. Грузовики продолжали доставлять товар более чем в 20000 торговых объектов сети. Единственные сложности были связаны с вводом определенных ограничений на передвижение грузового транспорта в ряде регионов.
Хочу сказать отдельные слова благодарности государственным органам, с которыми мы работали в круглосуточном режиме. Они помогали нам вносить корректировки в законодательные акты, чтобы мы могли бесперебойно доставлять нашу продукцию более чем в 3700 населенных пунктов, где присутствуют наши магазины.
Также необходимо было оперативно менять все внутренние процессы. В первую очередь это было связано с тем, что мы должны были гарантировать безопасность наших сотрудников и покупателей. Как следствие, необходимо было оперативно менять процессы, связанные со стажировкой и обучением водителей, прохождением медицинского осмотра, выпуском машины на линию, минимизировать контакты, добавить дополнительную обработку транспорта, закупку средств индивидуальной защиты для наших сотрудников. Многие офисы перешли на удаленную работу.
Хочу сказать, что команда отработала очень слаженно. Мы не потеряли в эффективности, несмотря на вводимые ограничения.
В апреле «Магнит» был включен в список системообразующих предприятий. Насколько помощь государства помогла справиться с кризисом?
— В первую очередь помощь была связана с тем, что мы действительно в круглосуточном режиме находились на прямой связи с государственными органами. Они активно помогали в решении проблем, касающихся возможного дефицита средств индивидуальной защиты или бесперебойного снабжения наших магазинов и движения транспорта. При вводе пропускной системы нам помогали обеспечить пропусками не только собственный, но и привлекаемый транспорт. Поэтому я сейчас считаю, что основным было именно то, что нас слышали и активно помогали.
Если говорить об объемах перевозок, то как они менялись с началом пандемии для вашей сети? Что происходит с перевозками сейчас?
— Что касается перевозок продуктов питания, то в первый период пандемии у нас только увеличились объемы отгрузки. Мы более чем на 20% увеличили доставку всего ассортимента в магазины «Магнит». Более чем на 30% увеличилась доставка продуктов первой необходимости, что в принципе позволило нам обеспечить необходимый уровень снабжения наших магазинов. Товар всегда был на полках.
В первые несколько месяцев объем наших перевозок увеличился. Как следствие, были задействованы все наши более 5000 грузовиков и довольно серьезно возросло количество наемного транспорта, который мы привлекали.
На текущий момент ситуация стабилизировалась. Мы видим, что вышли в основном на объемы, которые прогнозировали до пандемии. Мне кажется, что по крайней мере в сегменте перевозок продуктов питания на текущий момент все стабильно. Какого-то серьезного снижения объемов или каких-то серьезных колебаний, влияющих на эффективность работы перевозчиков и на нашу эффективность, я не наблюдаю.
То есть можно сказать, что в сегменте перевозок для ретейла рынок восстановился?
— То, что я вижу в части перевозок «Магнита», — абсолютно верно. Здесь все стабильно, не вижу никаких потрясений. Я думаю, что мы восстановились и активно идем вперед.
В конце прошлого года «Магнит» объявил, что начнет менять логистику перевозок, переходя от собственно автопарка к большему использованию привлеченного транспорта. Насколько эту стратегию сейчас удается реализовывать?
Мы активно работаем с наемным транспортом уже давно. У нас есть хорошие партнеры, с которыми мы работаем более 10 лет.
Активное развитие в свое время собственного транспорта было связано в первую очередь со значительным ростом сети, который продолжается. А также с особенностями доставки товаров в магазины. Это особый транспорт, который перевозит 5–6 магазинов в машине. Доставка происходит в двухчасовые окна со своевременностью не менее 98%. Хочу напомнить, что плечи перевозок при доставке товаров в наши магазины достигают 1700 км. Как следствие, транспорт имеет определенные особенности: он должен обязательно быть с наличием рефрижераторных установок, с гидробортами, такелажными лентами, с возможностью работать с телегами, с выгрузкой в магазинах. Поэтому в свое время мы шли на развитие собственного транспорта для доставки в магазины из-за сложности логистики.
В последние годы рынок автоперевозок очень серьезно изменился в сторону качества предоставления услуг. Сервис вышел на первое место.
Появилось огромное количество игроков на рынке, которые предоставляют хорошую, качественную услугу. Также есть достаточно большое количество крупных компаний, готовых в долгую инвестировать серьезные деньги на развитие своих автопарков в направлении доставки товаров в магазины для ретейла.
В результате мы видим в последние годы возможность использования большей доли наемного транспорта. Но в первую очередь «Магнит», естественно, смотрит на оптимальную с точки зрения цены и эффективности работу с наземным транспортом и на безопасность доставки товаров в магазины.
У нас есть четкая и понятная доля наемного транспорта, которую мы хотим видеть на доставке в магазины. Также есть четкая и понятная доля собственного транспорта. И мы говорим о том, что сейчас уходим в правильный баланс с точки зрения эффективности своей работы.
В начале прошлого года у нас в доставке участвовало порядка 100 рейсов наемного транспорта в день для перевозки товаров до наших магазинов. На текущий момент у нас уже порядка 700 рейсов в сутки. К концу года планируем выйти до 2000 рейсов наших партнеров на доставке товаров в магазины.
Более того, я вижу даже положительную динамику появления новых перевозчиков, наращивания парков в этом направлении у крупных игроков. Поэтому мы будем продолжать придерживаться данной стратегии. Я не вижу никаких проблем, связанных с тем, что мы не сможем планируемые цифры привлеченного транспорта обеспечить к концу года и в последующем.
Очень хорошие темпы вы описали по развитию привлеченного транспорта. А что же будет происходить с собственным автопарком?
— Собственный транспорт в большей своей доле на доставке товаров в магазины как сохранялся, так и продолжит сохраняться. Мы не планируем распродавать машины и переходить только на наемный транспорт. Собственный транспорт был, есть, и мы видим его эффективную работу.
Серьезными изменениями в работе транспорта являются изменения, связанные со стратегией развития компании. В первую очередь собственный транспорт должен поддерживать те направления, куда идет компания «Магнит».
Какие это направления? Первое — это вопрос свежести товара. Наша целевая задача — обеспечить в максимальном количестве магазинов товар на полке в час пик, когда люди возвращаются домой и заходят за покупками в магазины.
То есть с утра производитель произвел товар, до 6 утра он доставлен на наш склад, с 6 утра до 2 часов дня мы этот товар уже доставили и выложили на полки. Вечером покупатель может получить максимально свежий товар.
В связи с этим, естественно, будет меняться и сам формат собственного транспорта. Мы уже заявляли и будем придерживаться этой стратегии: мы частично изменяем формат транспорта, сегментируя его по плечам доставки. У нас остаются стандартные, магнитовские, сцепки, как многие их называют, на дальних направлениях, где логистика перевозок связана с большими расстояниями.
Но на большинстве коротких направлений и в густонаселенных городах мы планируем перейти на более малый формат транспорта. Это автомобили двухосные с водителями категории С. Такие автомобили позволят нам делать несколько рейсов в день в магазины, давая возможность подвозить максимально свежий товар. Эти автомобили будут более эффективные, более высокооборачиваемые. Это, наверное, первое изменение с точки зрения собственного парка, которое мы будем наблюдать ближайшее время.
Второе изменение — это, конечно, работа по повышению эффективности собственного транспорта. Потому что в транспортной логистике при нашей обширной территории доставки доля стоимости транспорта очень высока в стоимости товара. И нам нужно постоянно заниматься оптимизацией своих транспортных затрат.
Естественно, мы будем обновлять парк с точки зрения эффективности его работы: количество товара, которое он может перевозить, экологичность транспорта, его эффективность с позиции топливной экономии.
Мы будем постоянно покупать более эффективный транспорт.
Третья история — наша стратегия связана с устойчивым развитием и влиянием на окружающую среду. Мы уже сейчас активно переходим на альтернативные виды топлива. Более 250 грузовиков будет переоборудовано на газодизель в этом году. В ближайшее время начнем тестировать транспорт на электричестве.
Наш обновленный парк будет обязательно учитывать все последние стандарты по экологичности и расходу топлива. Мы очень внимательно смотрим на эту историю, и с этим, в том числе, будет связано развитие нашего собственного автопарка.
Не удержусь и спрошу, а на беспилотные автомобили для доставки пока не смотрите?
— Мое субъективное мнение: я очень скептически отношусь к этой истории. Но с учетом того, как развиваются технологии, точно придем к ней. Впрочем, я не думаю, что это будет в ближайшие три–пять лет.
Помимо развития самого транспорта, что еще компании нужно сделать, чтобы быстрее доставлять продукты по магазинам?
— В первую очередь мы меняем под стратегию «свежести» работу своих складов. Наши склады начинают круглосуточно осуществлять приемку и отгрузку товара, для того чтобы получить максимальную свежесть товара на полке.
Дальше мы понимаем, что не все населенные пункты находятся близко к нашим распределительным центрам, откуда происходит доставка продуктов, и не всегда мы можем в течение нескольких часов доставить отобранный товар. Как следствие, мы прибегаем к открытию кросс-доков, куда поставщик доставляет максимально свежий продукт. Это тоже история на ближайшее время, которая позволит нам поддерживать свежесть товаров в магазинах при более высоких плечах доставки. Кросс-док находится в максимальной близости к нашим магазинам. И тем самым обширную географию магазинов мы сокращаем с точки зрения плеч доставки.
В результате часть товара со сроком годности, превышающим 20–30 дней, будет большими машинами доставляться на кросс-доки со складов. А скоропортящиеся продукты будут доставляться поставщиками напрямую на кросс-доки и уже оттуда малым, но более высокопроизводительным транспортом — с точки зрения количества рейсов и перевезенных в сутки поддонов — будут доставляться непосредственно в магазины.
Помимо этого, мы прекрасно понимаем, что переход на более малый формат сам по себе ускоряет доставку. Передвижение в густонаселенных городах на наших стандартных сцепках, да еще и с прицепом, который мы зачастую используем как кросс-док, занимает дополнительное время. Мы эти все вещи начинаем исключать. Кроме того, проводим изменение технологии с точки зрения скорости выгрузки-приемки товара в магазинах, чтобы обеспечить минимальное время нахождения автомобиля на выгрузке и более быстрый развоз.
Также есть достаточно большое количество проектов, связанных с круглосуточной доставкой товара в магазины, когда они готовы принимать или поздно ночью, или рано утром. Есть проект, связанный с бесконтактной выгрузкой. Это когда водитель может самостоятельно привезти товар в магазины, для того чтобы максимально рано доставить его, когда сотрудники магазина еще не пришли. То есть идет достаточно большое количество проектов, направленных на стратегию «свежести».
Сколько кросс-доков планируется открыть по всей стране?
— Я бы не стал сейчас называть точную цифру, потому что мы находимся на этапе первых тестов. Мы должны понять, какие плечи доставки, какая эффективность, какого размера они должны быть, какая кучность магазинов должна быть. Когда мы все эти вещи оцифруем и поймем в ближайшее время, мы обязательно поймем, какое количество кросс-доков будем открывать и в каких регионах.
Какой предполагается баланс между крупно- и малотоннажным транспортом?
— Если мы говорим про доставку в магазины, процентов на 55–60 будет доставка малотоннажным транспортом. Это связано с оптимальной долей наемного транспорта, который в основном является малотоннажным, с плечами доставки и магазинами, которые находятся в определенном радиусе, позволяющем нам малотоннажным транспортом делать несколько рейсов.
Остальное будет доставляться стандартными сцепками либо в магазин, либо на кросс-док. В любом случае не стоить забывать, что география нашей сети обширна. Как я уже сказал, плечи доставки товаров в магазины доходят до 1700 км. На таких расстояниях эффективнее наших стандартных сцепок решения пока нет.
Какие, по вашему мнению, самые сильные вызовы компании удалось преодолеть в этом году и каких главных целей вы планируете в нем достичь?
— Если говорить о периоде пандемии, основной вызов — это, наверное, скорость изменений, которую мы должны были набрать, для того чтобы обеспечить продовольственную безопасность, не побоюсь этого слова, нашей страны. Зачастую 24 часа команда работала, меняя процессы, подстраиваясь под ситуацию, связанную с пандемией. И это, наверное, одна из серьезных заслуг компании и транспортной логистики. Несмотря на вводимые ограничения, — а зачастую было непонятно, что будет завтра, — мы смогли обеспечить товар на полке.
Если говорить про эффективность работы собственного и наемного транспорта, то в нынешнем году это активная работа с альтернативными видами топлива и цифровизация работы собственного транспорта. Это рабочие места наших водителей, включающие всю необходимую информацию: как водитель проехал, какая у него своевременность доставки, какие ошибки он допустил. Это возможность дистанционно обучать наших водителей.
Далее — это цифровизация наших ремонтных мастерских на автотранспортных предприятиях, развитие электронного документооборота.
Мы не только перевели собственный транспорт на электронный документооборот, но и сейчас активно тестируем электронный документооборот с наемными перевозчиками, что серьезно сокращает затраты, скорость обработки документов.
Это дает наемному перевозчику большое количество плюсов: уйти от огромного количества бумаг, которые нужно пересылать, добавлять, контролировать, обучать сотрудников 20 тысяч магазинов, как оформлять эти бумаги, 9 тысяч водителей обучать заполнять документы. Это тоже большой прорыв, который нам позволил достичь серьезной эффективности и снижения затрат по транспортной логистике.
Я считаю, что основные заслуги транспортной логистики компании в целом в нынешнем году — это повышение эффективности работы собственного транспорта, снижение пробегов, повышение оборачиваемости транспорта и серьезное снижение расхода топлива.
Большое спасибо за интересное интервью. Компании желаю только успехов!