Реагируя на обратную связь от эксплуатантов, «ИМЗ "Автокран"» провел контрольное взвешивание трех моделей вездеходных автокранов на шасси КАМАЗ.
Данные, полученные в ходе эксперимента, подтвердили соответствие весовых параметров не только Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, но и требованиям завода-изготовителя шасси. Последнее позволит сохранить гарантию на дорогостоящие узлы автомобиля.
В России совершенствуется система весогабаритного контроля, растет число автоматизированных пунктов. Наше законодательство не делает никаких исключений для разных видов грузов и транспортных средств. Зато предусматривает значительные штрафы (до 500 тыс. руб.) для грузоперевозчиков за нарушение допустимых осевых нагрузок более чем на 2 %. По данным ассоциации «Грузавтотранс», за прошедший 2019 год размер единоразового штрафа за нарушение весового контроля в нашей стране равнялся 150 тыс. рублей.
«Такая сумма довольно прилично бьет по потребителю. И поскольку мы получаем много писем, главным образом из отдаленных регионов, есть ощущение, что проблема с весовым контролем наблюдается по всей стране, — говорит Дмитрий Бондарев, главный конструктор ООО «ИМЗ ‘‘Автокран’’». — Сегодня мы попытаемся убедить наших потребителей в том, что краны «Ивановец» соответствуют правилам перевозок грузов автомобильным транспортом».
Все было по-настоящему. Важно сказать, что машины проходили замеры в полной экипировке, включая набор ЗИП, экипаж (водитель плюс стропальщик) и топливо (для эмуляции полного бака на опорную раму положили балласт). Взвешивание производилось в статике на подкладных весах ВА-П производства компании «Физтех». В измерениях участвовали три модели кранов-вездеходов, все на шасси КАМАЗ с колесной формулой 6х6.
Управлять аутригерами можно как с левой, так и с правой стороны шасси.
Как известно, вездеходные машины более уязвимы в плане соответствия весовым нагрузкам, чем обычные шоссейные автомобили с двускатной ошиновкой задней тележки, где допустимая нагрузка составляет 16 тонн. Поэтому неудивительно, что инженеры «ИМЗ ‘‘Автокран’’» уделили особое внимание именно этому продуктовому сегменту, выделив в нем специальную серию кранов Air, что означает «легкий как воздух».
ВЕС И ПРОТИВОВЕС
Первым номером на весах выступил КС-45717К-3Р Air (Flex) грузоподъемностью 25 тонн — это самый легкий кран в своем классе. Результаты взвешивания были вполне ожидаемы: полная масса 21 460 кг, в том числе 6485 кг на передний мост и 14 975 кг на заднюю тележку. Разумеется, из-за облегченной конструкции для применения на больших вылетах стрелы данное исполнение нуждается в противовесах. Сегодня «ИМЗ ‘‘Авто-кран’’» представляет такое решение — систему съемных противовесов и портал для их установки. Стоит добавить, что модель КС-45717К-3Р Air — пример развития основного сегмента серии Air (грузоподъемность 25 тонн, стрела 31 м). Данный продукт ориентирован на эксплуатантов, которым необходимо сочетание высокой проходимости, отменных грузовысотных характеристик во всем спектре вылетов и свободного перемещения по дорогам общего пользования. Предполагаемые клиенты — строительные и арендные компании.
Второй участник ивановского эксперимента — 25‑тонный кран КС-45717K-3H также считается полноценным участником серии Air. Тестовый экземпляр показал схожие результаты взвешивания: полная масса 21 470 кг, нагрузка на передний мост 6445 кг, на заднюю тележку — 15 025 кг (перераспределение перед/зад вписывается в погрешность измерений). Машина оснащена овоидной стрелой длиной 28,3 м, а также новой кабиной крановщика — совместная разработка «Ивановца» и Минпромторга пришла на смену классическому желтому «скворечнику», прожившему на конвейере больше 20 лет. Кстати, КС-25Н — новая утилитарная серия «Ивановца». Все краны этих серий соответствуют принципу Plug&Play — готовы к работе на уже в транспортной конфигурации, то есть не требуют монтажа/демонтажа элементов для перемещения по дорогам.
«Как и все краны серии Air, К-3Н обеспечивает не только 15 тонн на заднюю тележку, но и строго соблюдает технические ограничения КАМАЗа — 6500 кг на передний управляемый ведущий мост, — объясняет Дмитрий Бондарев. — Все грамотные эксплуатанты понимают, насколько опасна перегрузка управляемого моста для характеристик торможения и управляемости, не говоря о том, что это приводит к лишению гарантии на этот сложный и дорогостоящий узел автомобиля».
ОДНА МОДЕЛЬ, ДВЕ КОНФИГУРАЦИИ
Новую кабину, которую можно по праву считать образцом промышленного дизайна, получил и кран КС-55717K-3. Интересно, что эта машина прибыла на участок взвешивания не со склада готовой продукции, а из испытательного цеха. Новинка грузоподъемностью 32 тонны, получившая стрелу вылетом 31 м, встанет на конвейер в октябре 2020 года. На заводе ее называют «сюрпризом для конкурентов». За счет широкого применения высокопрочных сталей, шарико-вого опорно-поворотного устройства собственного производства, грузовой лебедки Zollern, а также фирменной овоидной стрелы и других высокотехнологичных решений инженерам «ИМЗ ‘‘Автокран’’» удалось «вписать» массу 32‑тонного автокрана в 21,5 тонну. Правда, взвешивали кран в усеченном варианте: с крюковой обоймой для работы с грузами массой до 16 тонн и без ящика для инвентаря и такелажа. Как пояснил Дмитрий Бондарев, у КС-55717K-3 будет две базовых конфигурации: облегченная и стандартная. Кран самостоятельно может менять оснастку, монтируя или демонтируя съемный ящик на свой задний борт — это так называемая система обеспечения гибкости и комфорта. В итоге потребитель имеет возможность самостоятельно принимать решение: выезжать на объект в полной экипировке, получив разрешение на перевес, либо, если есть потребность в мобильности, а работа с тяжелыми грузами не предусмотрена, использовать облегченную конфигурацию со свободным перемещением по дорогам общего пользования с нагрузкой 10 тс.
Интересно, что на новом 32‑тонном кране-вездеходе применена та же система съемных противовесов, что и на 25‑тонном кране 45717К-3Р Air. Тем не менее, даже без использования противовесов этот кран имеет в наиболее востребованном диапазоне вылетов 6‑8 м улучшенные на 7–12 % грузовысотные характеристики, если сравнивать с 25‑тонником. Модель КС-55717K-3 ориентирована на широкий круг эксплуатирующих организаций, как тех, кому нужен высокомобильный 32‑тонный кран, так и тех, кто хотел бы несколько превзойти характеристики типичного 25‑тонного крана на шасси КАМАЗ-43118. В общем, здесь вам и рациональность, и универсальность, и соблюдение технических ограничений. Проверено.
Дмитрий Бондарев,
главный конструктор ООО «ИМЗ ‘‘Автокран’’»
Фото: автораМы работаем со всеми производителями грузовых шасси, представленными на российском рынке. Прежде всего, это КАМАЗ, УралАЗ, МАЗ. Что касается Минского автозавода, его полноприводные машины в России не популярны, а с шасси 6х4 все гораздо проще. Такие краны у нас есть, но они не столь эксклюзивные, хвастаться особо нечем, все так умеют. Если говорить о шасси производства УралАЗ, на их базе тоже есть своя линейка Air, но поскольку базовый автомобиль «Урал» легче КАМАЗа на несколько сотен кг, решение задачи соблюдения весовых ограничений существенно упрощается. И мы даже их сегодня вам не показываем. Кранам серии Air на вездеходах «Урал» более 2 лет, и они хорошо себя зарекомендовали.
Разумеется, мы продолжаем работу над новыми моделями, но о них будем говорить ближе к концу года. Вынужденные остановки производственного процесса вследствие пандемии сдвинули наши планы.