← Спецтехника

Борец со злом и враг народа. Как работают эвакуаторщики

Primpress.ru

К эвакуаторам на улицах можно относиться по-разному. Одни их ненавидят, а другие втихаря злорадствуют, глядя, как машину нарушителя затягивают на платформу. Есть и те, кто завидует водителям эвакуаторов. Мол, работы много, а деньги текут рекой.

Действительно ли это так? Михаил Баландин поговорил с несколькими борцами со злом (или продажными душами, мнения бывают разными) и имеет вам кое-что сказать.

С автоматом наперевес

Я уже лет пятнадцать работаю в СМИ, и брать интервью за это время приходилось часто. Случаи бывали всякие, но недавняя беседа с одним из представителей этого бизнеса поставила меня в тупик. Мой собеседник минут через пятнадцать разговора просто послал меня на три буквы, а потом перезвонил и начал «быковать». Что ему не понравилось? Звучит смешно, но это был страх конкуренции.

Началось все с того, что мне интересно было найти не только водителей (они обычно рассказывают плюс/минус одно и то же), но и владельца компании, который занимается эвакуацией автомобилей совместно с ГИБДД. И я такого человека нашел через общего знакомого. Вроде бы солидный бизнесмен, есть пара десятков эвакуаторов, но… Но, как выяснилось, очень недоверчивый тип.

Телефонный разговор начался издалека: перевозки загибаются, ставки падают, монополисты душат, «Платон» грабит, жизнь — тлен, всем труба. Потом потихоньку стали переходить к делу. И совсем скоро мой собеседник сказал: «Что-то я тебе не верю. Ты кто такой вообще? Что тебе от меня надо?». Я немного удивился, но еще раз объяснил: мол, обозреватель, есть редакционное задание… Но меня еще раз прервали в стиле Горбатого из «Места встречи изменить нельзя»: «Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок». Ты сам хочешь в этот бизнес влезть, вот и спрашиваешь. Наглец! Мы для таких в 90-е автоматы в багажнике возили. Сейчас, конечно, не возим, но… И дальше опять по фильму: «Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик, и ты уже на небесах».

На этом разговор прервался. А у меня осталось стойкое ощущение, что просто так в этот бизнес действительно не влезешь. И что очень хорошо, что я туда и не стремлюсь.

Так как этот разговор состоялся процентов на 15, пришлось искать других спикеров. И вот что я вам скажу: чесать языками никто из них, видимо, не любит. Но суть дела понятна: прошли те времена, когда можно было купить эвакуатор и сразу найти работу. Рынок занят очень плотно, и ворваться в него на раздолбанном «Валдае» не получится. Некоторые шансы, конечно, есть, но они мизерные. И самая главная проблема — это, конечно, не конкуренты с автоматами, а поиск клиентов.

Соваться в ГИБДД и предлагать свои услуги просто бесполезно. В крупных городах все это давно поделено, и людей со стороны в эту отрасль уже не пустят. А вот в регионах ситуация иная. И она довольно забавная. Скорее всего, сложилась она не везде, но один спикер из небольшого города (население около 120 тысяч) рассказал о следующей практике.

ГИБДД вызывает эвакуаторы в основном на ДТП. Разумеется, работа есть не каждый день, и это плохо. Вроде бы помогла бы эвакуация нарушителей с мест парковок. Но нет! Инспекторов на это не хватает, из-под знаков редко кого увозят. Поэтому существует такая практика: время от времени приезжать на эвакуацию нарушителей… вместе с местной прессой. Каждая такая эвакуация — нечто вроде акта устрашения. Вот, мы работаем, не нарушайте! А на самом деле — на это не хватает рук у ГИБДД (а может, и желания). Соответственно, работы у эвакуаторщиков не хватает тоже. Хотя чисто теоретически для работы с ГИБДД пришлось участвовать в тендере — без этого договор с компанией не подпишут, надо выиграть конкурс.

Грустно, конечно, но выход есть. И этот выход — хвататься за любую халтуру. Выезжать за поломанными автомобилями, вытаскивать застрявшие. Особенно хорошо это делать зимой: выковыривать машины из кюветов и везти их домой. Правда, тут еще желательно вовремя оказаться рядом, но для этого существует крепкая мужская дружба между владельцем эвакуатора и инспектором ДПС. Чем и как эту дружбу подпитывать, говорить не буду. Все и так прекрасно поняли.

А если не делать ставку на ГИБДД, а работать именно с клиентами, автомобили которых утратили способность передвигаться? С одной стороны, доля логики в этом есть: количество автомобилей на дороге растет стремительно, а самое главное — стремительно сокращается количество водителей, которых заменяют наездники. А наездники вызывают эвакуатор даже при проколе колеса и окислении клеммы АКБ. Но вот в чем сложность: эта ниша тоже занята. В небольшом городе небольшие шансы на работу есть. Но там и доход в 10–15 тысяч в месяц будет считаться более-менее приличным.

В крупных городах все по-другому. Первая сложность — это влезть на рынок. Демпинг, скидки, работа на начальном этапе в ноль или даже в убыток — это нормально. Главное, пережить это время с толком. А это получается не у всех, потому что главная проблема начинающего эвакуаторщика-бизнесмена — отсутствие достаточного количества машин. Дело в том, что компаний-эвакуаторщиков в крупных городах сейчас так много, что у них есть машины во всех районах, что очень снижает время ожидания. А если у вас машина всего одна и ехать до клиента надо полтора часа… Это устроит не всех. При этом очень обидно, что этого клиента вы теряете навсегда.

Очень важно: если клиент уйдет к конкуренту, он к вам не вернется. Конечно, клиенты у эвакуаторщиков обычно разовые, но все же.

В общем, купить эвакуатор и пойти на нем работать — идея так себе. Другое дело — работа наемным водителем в крупной фирме. Тут надежда на успех есть. Правда, нужно иметь очень крепкие нервы.

Можно В, можно С

Сначала я решил пойти по простому пути: позвонить по некоторым объявлениям, в которых приглашают на эту работу водителей (Санкт-Петербург). Таких объявлений много, но зарплаты предлагают очень разные. Интересно почему.

Итак, самая жирная вакансия — 100 тысяч. Правда, тут требуется водительский стаж от трех лет и опыт работы на эвакуаторе. Права подойдут любые — хоть с категорией В, хоть с С. Это хорошо. Плохо, что график — сутки через сутки и… самостоятельный ремонт машины. Автопарк — ГАЗель и «Валдай». Мда. Про 100 тысяч можно забыть сразу. И не очень понятно, как можно работать 15 суток в месяц (360 часов против 168 в обычном режиме).

Самая популярная зарплата — 50–60 тысяч. Вот это на правду похоже больше. Графики разные, можно выбрать удобный. Но везде есть требование — знать устройство автомобиля, иметь опыт ремонта и, выражаясь языком работодателей, уметь «организовывать техническое обслуживание и ремонт автомобилей в полевых условиях».

Теперь вернемся к практике и узнаем у работающих водителей: есть ли какие-то планы и премии за их перевыполнение? И на какую зарплату стоит рассчитывать в жизни?

Обычно премий нет. Водитель получает оклад. В некоторых компаниях, правда, могут доплачивать за ударную работу (от 500 рублей за один эвакуированный автомобиль). Грустно, что этих денег обычно не получают — они уходят на штрафы. А как вы хотели? Наемный водитель — он и в эвакуаторе наемный. Пережог топлива, опоздание на загрузку-погрузку, царапина на эвакуаторе… Штрафуют часто безжалостно. И обещанная зарплата в 60 тысяч на практике становится около 45. Печально, но с этим как-то надо жить.

Ну и самое страшное — повреждение эвакуированного автомобиля. Тут в карман к водителю имеют обыкновение влезать дважды: первый раз — чтобы покрыть ущерб владельцу, второй — чтобы просто оштрафовать нерадивого работника. И первая, и вторая суммы могут быть очень и очень значительными. Впрочем, иногда штрафа можно избежать, если сделать явку с повинной и самому договориться с владельцем покоцанной машины. Возмещать ущерб все равно придется, но так можно хотя бы обойтись без штрафа со стороны начальства. Основная сложность — найти этого владельца раньше, чем он найдет вашего работодателя.

Еще один аспект работы — правовой. Что будет, если увезти машину незаконно? Вот это у некоторых моих собеседников вызывает лютую панику. Не дай бог. Сейчас, правда, ситуация сильно изменилась: всеми правовыми вопросами занимаются сотрудники ГИБДД. Правда, с ними тоже не всегда получается гладко: юридические сложности эвакуаторщика не касаются (он всего лишь исполнитель), а вот повреждения… Тут бывает сложно. Зачастую инспектор требует затащить машину на эвакуатор любой ценой. Через бордюр, через ветки деревьев — как угодно. И это довольно нервный процесс. Формально отвечать за повреждения будет ГИБДД. Но это формально. В реальной жизни владелец вряд ли докажет, что его машина не была поцарапана до эвакуации, а если докажет — ГИБДД может взвалить вину на неаккуратного эвакуаторщика. И понеслось — штраф сюда, штраф туда. А что поделать, если не смог аккуратно погрузить машину. И никого не волнует, что так велел инспектор.

Берем или нет?

Само собой, если вы эвакуируете нарушителей, никаких действий без ГИБДД вы предпринимать не будете. Тут водитель эвакуатора — только водитель. Загрузил, увез. Скандалы, крик, мордобой — это все к гаишнику. Но прецеденты все-таки бывают, и к этому надо быть готовым. Особенно если увозите машину «правильного пацана» или — как бы это сказать, чтобы никого не обидеть, — темпераментного жителя южной республики. Вопреки распространенному мнению, гаишникам (эх, слово-то какое красивое было!) абсолютно плевать, увозить Volkswagen Polo или Porsche Macan. А вот «блатные» номера действительно могут стать защитой от эвакуации. Не красивые (симметричные или с необычным сочетанием), а принадлежащие определенным структурам. Обычно — силовым. И еще не станут эвакуировать машины, принадлежащие Вооруженным Силам РФ, дипломатическому корпусу, МВД. Остальные — за милую душу. А Porsche в первую очередь — потому что люди у нас обычно завистливые.

А вот к скандалам придется все-таки привыкнуть. Конечно, некоторые относятся к эвакуации более-менее спокойно (мол, сам накосячил — сам и отвечаю), но бывают и исключения. Обычно с такими «исключениями» разбирается инспектор ГИБДД, но часто люди бегут сразу к водителю — срабатывает рефлекс. И тут важно уметь «перевести стрелы» — эвакуаторщик не решает ничего. Кстати, сейчас некоторые машины оборудованы камерами в кабине, что иногда помогает успокоить расстроенного и слишком агрессивного владельца автомобиля.

А вот что требуют от водителя эвакуатора — быстро загрузить автомобиль и отъехать от места его незаконной стоянки. Один из моих собеседников заметил, что за долгую погрузку его не штрафовали, но угрожали это сделать. Каких-то обязательных нормативов нет, но со свободной парковки (например, если нарушитель стоит на месте для инвалидов у торгового центра) нужно умудриться увезти машину за две–три минуты.

Средство быстрой эвакуации из Белоруссии: на то, чтобы «подцепить» автомобиль, такому трактору достаточно десяти секунд. Главное — иметь возможность подъезда со стороны ведущей оси…

Понятие «увезти» — чисто условное. Главное — быстро загрузить и отъехать в сторону. С этой минуты машину можно забрать только со штрафстоянки, и никакие уговоры не помогут. Поэтому работать приходится быстро. Так быстро, что фиксировать вывозимую машину придется уже после отъезда. Затянул на платформу, отъехал, остановился, закрепил, повез на стоянку. Если же владелец успеет прибежать до того, как эвакуатор сдвинулся с места, машину придется выгружать назад. А это — потеря времени и неудовольствие со стороны сопровождающего сотрудника ГИБДД. У них-то как раз план есть, поэтому они и требуют высокую скорость работы, зачастую — в ущерб аккуратности. Между тем если машина будет повреждена из-за ее неправильного крепления на платформе, отвечать придется эвакуаторщику.

Работать или нет?

Получается, что эвакуатор — не самый лучший способ для заработка. И, как выяснилось в ходе моих бесед, проще им заработать в небольшом городе без попытки прилипнуть к сочному вымени ГИБДД. Правда, придется долго работать на репутацию, а выхлоп будет небольшим и нестабильным. Точную сумму назвать трудно, мои респонденты называли разные числа — от 15 до 30 тысяч рублей в месяц на руки после уплаты налогов. Причем свои машины они ремонтируют сами, а наиболее успешный из них использует свой эвакуатор для доставки машин в свой же сервис. И это, по-моему, единственный эвакуаторщик, который чувствует себя почти что олигархом.

В крупном городе начинать свой бизнес очень дорого. Нужно будет покупать сразу несколько машин и нанимать водителей. При этом гарантий никаких нет: спрос, конечно, есть, но и конкуренция очень высокая.

И печальный, но универсальный вывод: очень мало кому удавалось купить себе один эвакуатор и заработать на нем деньги. Часто даже не получается отбить вложения, а продать эвакуатор иногда еще сложнее, чем его купить. Впрочем, многое зависит от региона. Наверное, кое-где на этом заработать можно, но ни один из моих собеседников оптимизма от этой идеи не испытывал. Может, боятся конкуренции?

Маленький бонус: увезут или нет?

Несколько абзацев, изложенных ниже, к теме непосредственно не относятся. Но мне было интересно, насколько действенны приемы, которыми пользуются некоторые автовладельцы, пытающиеся уберечь свою машину от эвакуации. Как к ним относятся эвакуаторщики и что на самом деле спасет от эвакуации?

Говорите, вывернутые колеса могут помешать эвакуации?

Наиболее популярный способ защиты от эвакуации — вывернутые колеса. Популярный, но не эффективный. При наличии опыта эвакуаторщика это не остановит, но займет чуть больше времени. Если гаишнику не важно, что эвакуировать (например, те же самые места для инвалидов — можно спокойно забрать соседнюю машину с «прямыми» колесами), то, вероятно, машину не тронут, а возьмут соседнюю. Но часто на поворот колес просто не обращают внимания. Особенно если сам эвакуаторщик — пофигист до мозга костей и не слишком переживает за сохранность автомобиля.

Второй способ — парковка в арке, под проводами, под деревьям. Мол, машину невозможно (или трудно) поднять, и связываться с ней не будут. Будут. Просто так машину вытаскивать не станут, но если есть повод — деревья и бордюры не помешают. Особенно если водитель оказался поддавшим и попался на этом полиции. В этом случае и не сильно церемонятся: грузят абы как, потому что доказать что-то потом сложно.

ГИБДД нередко привлекает к работе и подкатные эвакуаторы, которые способны забрать машину не только с дороги, но и из-под арок, из-под мостов и т. п.

И наконец, третий способ — встать вплотную к бордюру. Конечно же, и на эту наивную хитрость найдется свой трос с крюком. Правда, при этом есть риск повредить машину, но если инспектор ткнет на нее пальцем, эвакуаторщику придется ее забирать. И он это сделает успешно.

Один из моих собеседников отметил, что ему попадался инспектор, который в первую очередь требовал забирать таких хитрецов. Это была его маленькая месть за попытку обмануть систему.

Вывод очевиден: лучший способ не нарваться на эвакуацию — не бросать машину в месте, где этого делать нельзя. Ну а если пришлось бросить — оставить кого-нибудь в салоне (в этом случае эвакуация запрещена) или не уходить далеко, чтобы успеть прибежать к ней до того момента, как эвакуатор начнет движение.

Фото: drom.ru и из открытых источников

Михаил Баландин