А когда дороги сделают платными, экономика просто рухнет. Такое мнение высказал председатель центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов, член Генсовета "Партии Дела" Александр Котов.
Пандемия коронавируса ударила по многим отраслям экономики, в том числе по тому, что можно назвать "кровеносной системой торговли" — грузоперевозкам. В своё время на них сильное влияние оказала система "Платон", введённая пять лет назад. За это время к системе подключились более 600 тыс. российских и иностранных грузоперевозчиков, они зарегистрировали 1,4 млн автомобилей, отчитывается пресс-служба оператора. В общей сложности с помощью "Платона" было собрано 130 млрд рублей, из них более 6,6 млрд рублей — взысканные Ространснадзором штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей. Много шума наделала и недавняя инициатива Министерства транспорта о взимании с 2025 года платы за проезд по дорогам регионального значения, а с 2035 года — со "всех категорий пользователей дорог", включая дорожную сеть городских агломераций. За это ведомство обещает не взимать плату за проезд в общественном транспорте.
О том, как перевозчики пережили кризисный 2020 год, как адаптировались (или нет) к системе "Платон" и чего ждут от очередных правительственных инициатив, в интервью Накануне.RU рассказал председатель центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов, член Генсовета "Партии Дела" Александр Котов.
— Александр Владимирович, руководство "Платона", судя по всему, позитивно оценивает результаты своей работы. А что о них думают перевозчики?
— Тот факт, что из собранных 130 млрд рублей штрафы составляют 6,6 млрд, показывает, что больше 8% грузоперевозчиков не пользуются системой "Платон". Я лично знаю многих, кто был вынужден перейти на легальное пользование системой только в этом году – спустя пять лет после её введения. Сейчас система "Платон" модернизируется, и я думаю, что в скором времени такая возможность – ездить, не регистрируясь – исчезнет. И у водителей не останется никаких вариантов.
— Как сказалась пандемия на работе грузоперевозчиков? Говорят, что спрос на логистические услуги перекрыл падение доходов в первую волну. Так ли это?
— Осень — сезон сбора урожая, так что никаких глобальных проблем с грузоперевозками не возникло. Но в преддверии Нового года объёмы грузоперевозок существенно уменьшились, в том числе и на товары первой необходимости. Многие надеялись на то, что не добравшуюся за год часть прибыли они компенсируют с середины ноября. Но если рассматривать декабрь, то люди стали покупать меньше, особенно в регионах. Уменьшились продажи мяса и рыбы, сильно сократились перевозки сахара и сахаросодержащих продуктов. На последнее повлияло подорожание почти на 60% после окончания сезона консервирования ягод и фруктов.
Касаемо частного строительства – оно тоже заморожено, как и транспортировка стройматериалов. Упали перевозки бытовой техники: телевизоров, холодильников, стиральных машин.
Во время экономического спада правительству не стоило вводить изменения на законодательном уровне касаемо малого и среднего бизнеса. С 1 января вводится патентная система оплаты налогов, к которой грузоперевозчики не готовы.
Многие закрывают ИП и уходят в черный сектор. Купленный в своем регионе патент на грузоперевозки позволяет возить грузы по всей стране, но заключить договор в другом регионе невозможно. Следовательно, появятся посредники, готовые за "долю малую" решить эту проблему.
Новые правила прохождения техосмотров не повлияют положительно на безопасность дорожного движения, а только добавят проблем грузоперевозчикам.
В этом году дважды поменялась форма диагностической карты. 1 марта 2021 года форма диагностической карты поменяется третий раз.
Операторы технического осмотра не могли сориентироваться — какая форма является правильной. Любой документ, паспорт, деньги, банковские карты и т.д. имеют четкие понятия и внешний вид, но как утверждённую Правительством диагностическую карту на 5 листах в PDF правильно перевести в двухсторонний формат на одном листе — никто не знал. Соответственно, огромное число грузоперевозчиков не смогли получить пропуска, необходимые им для ввоза и вывоза грузов. А это важно для обеспечения непрерывного технологического цикла предприятий и жизнедеятельности городов.
— Какие товары и грузы во время пандемии стали перевозить чаще всего? Какие почти исчезли с рынка?
— Сложно сказать сходу. Грузоперевозчики сейчас хватаются за любую работу: если раньше одна группа водителей возила кофе, другая — сахар, то сейчас возят все, что предлагает заказчик. Причем в одну сторону они могут перевозить продукты, а в обратную сторону — непродовольственные товары. Кризис вынуждает идти на нарушения: нужна санитарная обработка машины, нужно соответствующее разрешение. И как можно осуждать за это, если дома голодная семья?
— К вопросу об обработке — изменились ли санитарные правила с приходом пандемии?
— Совершенно никак не изменились. ГАИшники знают, на чем им "зарабатывать": на негабарите и на перегрузе, а заморачиваться с тем, что раньше везли в кузове и какие документы есть, а каких нет, никто не будет. Так как это, во-первых, очень долго, а во-вторых — человек должен обладать определенными знаниями при проверке. Поэтому ГАИшник не тратит на это время. Даже тот факт, что водитель из кабины без маски разговаривает с ним, того не смущает. Составлять протоколы на такие нарушения — это потеря времени и не их хлеб.
— Выдвинутая Минтрансом инициатива "платные дороги – бесплатный проезд" уже "всплывала" в 2016 году и была отклонена Госдумой. Как вы думаете, что ждёт её сейчас? Если верить СМИ, доработанный вариант министерство обещало представить Правительству в феврале следующего года.
— Когда наш профсоюз организовывал акции против введения "Платона", я заявлял о том, что не только федеральные дороги, но и региональные дороги, не только грузовые машины, но и автобусы и легковые автомобили скоро подпадут под эту систему. Законодатели Татарстана хотят обратиться в Госдуму и инициировать переход под систему "Платон" именно региональных дорог. Но дело в том, что доставка грузов в регионы осуществляется через крупные города. А между ними нет региональных дорог – в основном это федеральные трассы. Поэтому речи о том, что дальнобойщики ездят по региональным дорогам и таким образом их разрушают (и это разрушение нужно "компенсировать" через "Платон") – наглая ложь. Так что система только набивает карманы олигархам.
Что касается самой инициативы, то я не думаю, что это осуществимо. Нужны очень серьёзные вливания средств, чтобы оборудовать в 50 раз больше дорог. На федеральных трассах ещё не все платные въезды и выезды установлены. А что касается бесплатного проезда: то, сколько наши граждане за это заплатят, несоизмеримо с тем, что они приобретут. Кто будет платить за перевозку пассажиров на междугородних маршрутах? Государство? Местные муниципальные органы? Не будут они за это платить. Как только пойдет серьезный разговор о введении платы на региональных дорогах, то сразу же создадутся общественные организации на местах, которые будут этому противодействовать.
— С помощью чего?
— Наш профсоюз положил начало протестным действиям против "Платона". Когда вводили эту систему, я лично разослал губернаторам 25 регионов открытые письма, в которых было указано конкретное время и место сбора водителей на грузовиках. И была приписка, что если никто разгонять не будет, то никаких противоправных действий, как перегораживание трасс, тоже не будет. В один день более чем в 40 регионах, в том числе и в Московской области, грузовики встали. На трассе "Дон" машины в колонне протяженностью 3 км в 2 полосы стояли вплотную. А когда на трассе "Урал" ГАИ поручили владельцу 20 эвакуаторов для перевозки тяжёлых грузовиков их убрать, то он ответил, что, конечно, приедет, но как только поступит приказ увезти грузовики, все его эвакуаторы сломаются. И в итоге сам принял участие в колонне.
Поэтому акции против этих нововведений, конечно, будут. Например, водители останутся на стоянках, они не поедут на дорогу и не будут перевозить грузы. Ведь за это привлечь конкретного человека никак невозможно. В 2017 году в Дагестане уже проводили такую акцию, когда на два месяца на 90% в республике сократились грузоперевозки. Поэтому, когда дороги сделают платными, люди просто перестанут выходить в рейсы. Экономика рухнет. Правительству это надо?