25-летний Роман Шитов из Мстиславля работал сначала слесарем, потом – в МЧС, но три года назад круто изменил свою жизнь и стал дальнобойщиком. За это время объездил почти 30 стран – от Испании до России, побывал даже в закрытом Туркменистане, куда просто так не попасть!
Мечтал увидеть мир
Работая в Мстиславском РОЧС, Роман успел получить высшее образование в могилевском университете. Потом решил исполнить свою мечту – стать дальнобойщиком.
"Хотел посмотреть другие страны и понимал, что по-другому финансово я никак бы не смог поехать за границу и что-то увидеть", – объясняет собеседник.
Получил категорию СЕ (прицепы больше 750 килограмм), международное удостоверение и чип транспортной инспекции. Правда, оставалась одна проблема: для работы дальнобойщиком часто нужен опыт, а где его взять? Выход – рекомендация. Роман написал всем водителям фирмы, в которую хотел устроиться, просил за него поручиться – и это сработало. Нашелся человек, который взял на целый год на себя ответственность. Ведь косяки стажера – твои косяки.
Без дороги себя не представляет
Роман говорит, что сейчас все больше и больше белорусов хотят стать дальнобойщиками. Готовят необходимые документы (а это недешево), устраиваются в компании, но уже во время первой поездки понимают, что такая работа им не подходит. У него же получилось наоборот – он просто не представляет себя без дороги, хоть работает пока только три года.
До сих пор помнит свою первую поездку – отправился еще стажером с опытным водителем в Евросоюз. Как только заехал в Польшу, увидел совершенно другие, говорит, идеальные дороги и культуру вождения. Она и в Беларуси неплоха, но в Украине и России с этим дела обстоят куда хуже. В ЕС, когда ты едешь на большой машине, тебя всегда пропустят.
Еще Роману запомнилось отличное освещение и, как ни странно, бесплатные туалеты вдоль трасс (многие даже с душем!). Внутри есть все необходимое и всегда чисто.
Три страны, которые понравились больше всего
Наш собеседник объездил 26 странах и преодолел полмиллиона километров. Больше всего ему запомнилось три страны.
Первая – Нидерланды. Роману Шитов называет это государство уютным. Старые мельницы и красивые каменные дома, большие поля с цветами (и не только с тюльпанами!), много пешеходных и велосипедных дорожек. Люди все жизнерадостные. Непонятно, что на самом деле они о тебе думают, но не грубят и улыбаются.
На втором месте в личном рейтинге Романа – Эстония. Очень похожа на Скандинавию. Там запомнились хорошие дороги, отношение людей и тишина. Да настолько спокойно, что и самому хочется шепотом говорить! Проехав всю Эстонию за два дня, не встретил ни одного полицейского, а Таллинн – очень красивый город. Роман советует поехать в путешествие в эту страну – очень красивая и недалеко от нас.
Третья – Туркменистан. Обычному человеку туда очень трудно попасть, потому что это государство очень закрытое. Чтобы туда поехать, нужно приглашение.
"Когда мы туда заезжаем, то двигаемся строго по маршруту. Каждый день ты должен отмечаться в миграционной службе, а после 10 вечера не покидать гостиничный номер или кабину", – объясняет Роман.
Признается, что если бы знал, что откроет свой канал на YouTube, то снимал бы там все подряд. Потому что людям действительно интересно узнать эту страну поближе. Даже его "снятое абы как" видео смотрели очень активно.
"Понравилась столица Ашхабад – очень красивый город! Пустыня Каракумы. Едешь по дороге и видишь – как будто на нее целый грузовик песка высыпали. Еще постоянно гуляют верблюды. А еще искупались в Каспийском море!"
115 видео и 43,5 тысячи подписчиков
YouTube-канал Романа "SHITOV_DALNOBOY" появился после просьбы его зрителей и читателей в Instagram. Там он два года показывал и рассказывал, где бывает и что видит. Наш собеседник зарегистрировался в YouTube 16 марта. На его канале 16 декабря было 114 видео и 42 тысячи подписчиков.
Роман говорит, что его блог – о жизни на колесах обычного дальнобойщика. В ролик люди могут увидеть дороги и города разных стран. Особенно это актуально сейчас, когда по большому счету границы закрыты.
На вопрос о том, какие видео на его канале главные, что должен посмотреть каждый его зритель, Роман отвечает, что таких нет, но очень интересные видео из Туркменистана. Людям интересно увидеть, как живут в этой закрытой стране, а выходцам из нее, которые уже не могут вернуться, посмотреть на родное государство. Когда у Романа еще не было и тысячи подписчиков, видео из Туркменистана набирали по 50 тысяч просмотров.
А что с технической стороной? Здесь все проще не бывает! У Романа есть телефон, на котором он делает буквально все – снимает, монтирует, выкладывает в интернет. Его даже на голову приходилось крепить, чтобы записать очередной ролик!
Наш собеседник никогда не накручивал подписчиков, а с ноутбука туда зашел только один раз, чтобы подключить монетизацию. Он считает, что просто очень понравился платформе YouTube, потому что его видео часто попадают в рекомендации.
Роман понимает, что, наверное, нужно купить камеру, монтировать на новом ноутбуке, писать какие-то тексты. Но будет ли от этого лучше? Ведь основной работой все равно остается перевозка товаров, а это и по времени, и по силам очень затратно.
Иногда эта работа чересчур опасна
Как многие себе представляют работу дальнобойщика? Целый день за рулем – и все. Но это не так!
Наш собеседник говорит, что эта профессия, где ты научишься практически всему. Уезжаешь надолго (а самая длинная поездка у Романа – 63 дня!) и на тебе – очень большая ответственность за окружающих, потому что за плечами – 40-тонный грузовик. Резкое торможение может повредить товар, а тормозной путь куда длиннее, чем у легковых авто. Нужно всегда быть бдительным, а это морально напрягает. Не зря есть режим труда и отдыха, который нужно строго соблюдать.
Все документы (к примеру, накладные и таможенные) и товар – ответственность водителя. А если еще работаешь на холодильнике, то постоянно нужно следить за его двигателем, чтобы температура оставалась одна и та же.
— В Европе часто, особенно во Франции, воруют на стоянках и товар, и топливо. Водитель останавливается на отдых, его усыпляют. Могут переборщить со снотворным так, что никогда не проснешься, – рассказывает Роман.
— Иногда приходится даже самому грузить товар. Если же говорить про коронавирус и грузоперевозки, даже проще стало. Быстрее проходишь границу, где-то можешь немного больше проехать, чем положено. Стало сложнее, наверное, только при въезде в Узбекистан. Сдаешь тест на ковид – ждешь сутки на стоянке результатов. На обратном пути – то же самое. В первую волну в Беларуси была электронная пломба с GPS, чтобы водители шли четко по маршруту и никуда не сворачивали. Конечно же, все загрузки, выгрузки, заправки – только в масках. Отдельно Роман рассказал о языковом барьере, ведь многие начинающие дальнобойщики волнуются по этому поводу.
"Я тоже боялся и не понимал, как буду общаться с контролирующими органами, на таможне, загрузках и выгрузках. Но все оказалось гораздо проще, потому что на тех же загрузках и выгрузках ты примерно знаешь, что у тебя спросят и что нужно ответить. Но все равно язык учить нужно. Достаточно будет хотя бы английского", – отмечает Роман.
Дочка не любит отпускать папу в долгие рейсы
Каждый желающий стать дальнобойщиком должен понимать, что не одну неделю в рейсе вся его жизнь будет происходить в кабине. Там есть газовые плиты, вода в канистрах, холодильник. В гостиницах водители грузовиков почти не живут.
Сложно будет расставаться с семьей, как это каждый раз делает Роман. У него есть двухлетняя дочка, которая плачет и обижается на папу, когда тот собирается в очередной рейс. Потом наш собеседник звонит жене – и дочка не хочет разговаривать, потому что все еще дуется.
Да, тяжело расставаться с семьей. Но если понимаешь, что такая работа – это твоя жизнь, то уже ничего не можешь с этим поделать. Встречаются дальнобойщики, которым и по 60 лет. У них все есть – достаток, дом, взрослые дети, которым не нужно помогать. Казалось бы, можно сидеть на одном месте. Но нет – тянет!