Водители не устают повторять: зона отдыха и сна в кабине не менее важна, чем техническое состояние транспортного средства. И с этим не поспоришь...
Бытует мнение, что при комплектации кабин спальными местами российские разработчики эту тему начисто проигнорировали, пользуясь наработками зарубежных коллег. Суждение спорное, поскольку обустраивать зону отдыха в салоне коммерческой техники наши производители научились. Правда, до шика спальников американских тягачей или грузовиков большой европейской семерки еще далеко. Впрочем, революционной новизны ни у наших инженеров, ни у их европейских коллег уже давненько нет. В основном, все совершенствуют и модернизируют имеющееся.
Например, у КАМАЗа новый виток развития получился и с выводом на конвейер линейки автомобилей поколения К5. Конструкторы изучили мнение водителей, занятых в реальной эксплуатации опытных образцов флагмана отечественного автопрома. Советниками выступили сотрудники компаний «ИнтерТранс КАМАЗ» и «ТЕМПО-Логистик», которые откатали на новой технике не одну тысячу километров, в деле проверили машины нового поколения, в том числе пригодность к отдыху.
Совершенству нет предела, что у нас, что за рубежом. Вся BIG-7, к примеру, сейчас подстраивается под смарт-тахографию. Она подразумевает более скрупулезный контроль за соблюдением норм ЕСТР. Как рассказал «Автопарку» водитель транспортной компании «Страбак» (занимается российскими и международными автоперевозками) Алексей Жуковский, в зоне Евросоюза касательно спальника другие правила, и «...если два водителя в кабине, то во время движения тот, кто не за рулем, находиться на спальном месте не имеет права». Строго, конечно, но — безопасно и не во вред здоровью.
У нас тоже здоровье водителя в приоритете. Особенно в зимний период. Потому в северных регионах автохозяйства скрупулезно готовятся к эксплуатации транспорта в условиях критичных температур. Мелочей в этом деле нет. Это не столько замена жидкостей, резины, переход на зимние марки ГСМ, сколько утепление машины. Здесь уже в ход идут автокомпоненты регионального значения, которыми к настоящему времени ни один автопроизводитель своего потребителя не обеспечивает. Что отечественный, что made in…
Заверение о том, что машина сделана в северном исполнении у перевозчиков, работающих в температурной среде под –50 °C и выше, вызывает легкую улыбку: ни один автомобиль заводского исполнения до таких критериев недотягивает уже при 35–40 градусах. Морозоустойчивость кабин там символическая, и без доработки машины внутри даже в валенках и тулупе не согреешься, не говоря о том, чтобы прислониться на лежаке спиной к заднему борту. В том же КАМАЗе, «Урале» или в любой иномарке печка обогревает не столько салон, сколько ветровое стекло.
КОМФОРТ В ТВОИХ РУКАХ
Интересный опыт зимней комплектации кабин накопили в автохозяйстве якутских энергетиков «Энерготрансснаб». Их наработки заслуживают внимания, изучения и, чего греха таить, даже обобщения конструкторами от автопрома. И не только отечественного. Как оказалось, их водители вернулись к дедовским методам строительства с использованием утеплителя в виде воздушного простенка.
Натянутый за кабиной этакий фартук из плотного материала фиксируется на прикрепленном к стенке каркасе из реек. Таким образом, снаружи между салоном и утеплителем создается защитная воздушная прослойка с каналами подачи теплых потоков от двигателя. Дизельный мотор тоже дополнительно завернут в короб из выкроек листов композитного паронита 2–3 мм, своего рода кокон, который сохраняет тепло: рабочая температура движка не опускается ниже рекомендованных заводом-изготовителем 80 °С.
По словам якутского водителя Вадима Герасимова, тщательно укрытый в короб двигатель «...является основой стабильной работы машины и создания комфорта в салоне: сохраненное тепло дольше удерживается, не сразу выходит наружу, продолжая обогревать поднимающимися потоками воздуха как по периметру шахты кабины, так и по упомянутым дополнительным каналам внутри «шубы». А закабинный утеплитель спальника спасает салон, кабину и водителя от промерзания как в пути, так и на стоянке. Но ватник и валенки в рундуке на всякий случай должны храниться. Это — Якутия».
Каждый раз в преддверии зимы все автохозяйства Якутска производят утепление транспорта. Нынешний зимний сезон с наступлением холодов и обильных снегопадов уже во второй половине октября исключением не стал. В упомянутом парке компании «Энерготрансснаб» на каждой машине утеплены задний борт кабины, вся ее шахта, а мотор вообще окутан в невидимый со стороны «кокон». Визуально может просматриваться разве что «шуба» позади кабины.
Таким образом, салон тягача с зоной сна и отдыха превращается для водителя во временный комфортный дом, в котором провести на дальнем плече перевозок несколько дней и ночей в 50‑градусный мороз уже не страшно. С такой доработкой даже при штатной печке зимняя обувь в пути лежит в сторонке, а водитель комфортно себя чувствует за рулем в обычных комнатных тапочках с задником.
ЭТО ВАМ НЕ ЛАПТИ ПЛЕСТИ
Укомплектованные спальниками кабины заводского исполнения лучше всего тиражирует КАМАЗ. Оборудованные зоной отдыха и сна автомобили с маркировкой Горьковского автозавода и АЗ «Урал» тоже встречаются часто, но к оригинальному изделию упомянутых предприятий они не относятся, являясь продуктом других машиностроительных заводов. На слуху доработка кабин спальниками мастерами из «Чайки-Сервиса», «Автомаша» и «Луидор-Тюнинга» — все три с нижегородской пропиской.
К слову, одной из первых доукомплектовать «Урал Next» закабинным спальником взялась «Чайка-Сервис». Не обошел стороной дорожную версию трехосника Next из Миасса и «Луидор-Тюнинг», в портфеле заказов которого «Урал» для такого исполнения встречается довольно часто.
Вот только новинками и примерами модернизации перечисленные предприятия нынче не очень богаты. Исключение сделал «Луидор-Тюнинг», нынешней осенью перелицевавший уже имеющийся стандартный спальник «Газона» в кубрик с зоной отдыха и сна, что для машин такого класса очень редкое явление. «Изобретать колесо мы не стали, — рассказал «Автопарку» менеджер предприятия Илья Кормщиков, — позаимствовали идею у строителей железнодорожных вагонов. Если точнее, то за основу взяли обустройство нижнего бокового места в плацкартном вагоне, где лежанка легко трансформируется в столик и наоборот».
Таким образом, вместо классической сплошной лежанки размером 1980х695 мм появился столик (675х585 мм) для обеда или же оформления документов. К слову, это по размерам больше, чем плацкартная «боковушка». Там габариты полки не превышают 1750х550 мм, а столика — 604х550 мм. Топчан-трансформер имеет два вместительных рундука, а между ними удобную нишу для расположения ног двух сидящих за столиком человек.
Решение интересное, малозатратное в изготовлении, но весьма перспективное. Впрочем, наши конструкторы умудряются укомплектовать спальниками даже обычную дорожно-строительную спецтехнику. Пример пару лет тому назад показал «СпецДорМаш» из Челябинска.
Как рассказал автору обзора директор предприятия Алексей Пустозеров, стандартный автогрейдер СДМ-25 был изготовлен по заказу «Транснефти» с увеличенной по размеру кабиной повышенной комфортности конкретно для северных регионов эксплуатации и с автономным бытом тракториста. Это обусловлено очень большими перегонами такой техники к месту базирования своим ходом, а также обслуживанием удаленных объектов, в том числе зимников.
В кабине не стационарный лежак поперечного расположения, как в магистральных тягачах, а полуподвесной продольный. Из пассивного состояния в активный атрибут комфортного отдыха раскладывается за 2–3 минуты.
Лежанка напоминает мягкие носилки с брезентовым полотнищем. Впереди она фиксируется трубками на поперечину с хомутами для крепления карабинов двух подвешенных к потолку цепей. Задняя часть подвесной «кровати» просто укладывается на поверхность высокого топливного рундука. Если раньше топливная емкость находилась в нише снаружи, то при разработке салона повышенной комфортности с местом под размещение подвесного спальника решено было удлинить кабину, накрыв ею топливный бак. Всего завод изготовил и передал заказчику два таких автогрейдера.
Как видим, результат заботы о водителе что у нас, что в дальнем зарубежье налицо. Правда, как бы производители техники ни старались обустроить спальник, полноценный отдых водителя будет не в том большом или маленьком закутке машины и даже не в кровати гостиницы, а дома...
Александр Алексеев, водитель АО «Энерготрансснаб»:
В условиях Севера комфорт водителя находится в его же руках. Если ты машину не подготовил, спальное место не утеплил, мотор не окутал в «кокон», это уже проблема. Если за бортом «свыше сорока», в стандартном от завода «северном исполнении» не то что в дальний рейс, но и по местному маршруту не пытайся выезжать. Мы же не только спальник, моторную нишу утепляем. Еще на передок машины ставим защиту из слоя пенофола. Он защищает от морозного встречного потока и не позволяет продувать насквозь всю машину, вымораживая движок и салон. Может, заводские конструкторы удивятся, но окна тоже утепляем. И это не шутка. «Шубой» с прорезью, конечно, не накрываем. Просто снаружи, поверх базового, ставим еще одно стекло с обязательной воздушной прослойкой внутри пакетов. Там между стеклами расстояние всего-то от пяти миллиметров до сантиметра, но именно такой величины достаточно, чтобы поставить заслон морозу. А в стандартном остеклении водитель за сезон-два, как пить дать, получит букет болячек. Вот и получается, что на Севере комфорт, уют, безопасность и здоровье водителя в его же руках.
Алексей Жуковский, водитель транспортной компании «Страбак»
За двадцать лет с небольшим я испробовал «Сканию» в разном исполнении ходовой, силовой комплектации и обустройства кабин. Так что о спальниках знаю не понаслышке. Сейчас работаю на «Красной Фурии» — шедевре автомобилестроения Scania S500. Не сравнить с машинами ни третьего, ни четвертого поколения. В кабине S-класса в собранном состоянии спальное место шириной 80, а по центру — 100 см. Оно еще раздвигается на 20 см — получается полноценная, широкая, мягкая и удобная кровать, не хуже, чем дома. Стоит климат-контроль, задал нужную температуру — и все отлично. Если это автономный подогреватель «мокрого» типа, интегрированный в штатные воздуховоды, после сна голова абсолютно свежая. К слову, сейчас на шестом поколении стоят только «мокрые» печки. А вот с «сухой» — приоткрывай форточки, поскольку кислород в кабине выжигает полностью. Управление «автономкой», светом, люком удобное — прямо не вставая со спальника.
фото: автора и фирм-производителей