← Логистика, грузы

Логистика маркетплейсов. Новые тренды в 2021 году

Многие называли сложный 2020 год годом перемен. Однако главные изменения в логистике начнут происходить в году наступившем.

В ответ на новые ожидания потребителей возникают новые бизнес-модели и направления развития, которые становятся трендами не только 2021 года, но и императивом для развития отрасли в долгосрочной перспективе.

В 2020 году онлайн-магазины столкнулись с небывалым ростом спроса, связанным с невозможностью посещать привычные торговые центры. Оценив удобство маркетплейсов, большинство потребителей не торопятся возвращаться к офлайн-покупкам.

Для эффективного взаимодействия с большим клиентским потоком, онлайн-магазинам предстоит модернизировать все сферы, в том числе и грузоперевозки.

О ключевых трендах 2021-го в логистике e-commerce рассказывает генеральный директор «Фотосклад.ру» Алексей Банников.

Цифровизация отрасли

Налаженная IT-система ― необходимое условие существования интернет-магазина. Все процессы ― от заказа товара на сайте до его получения ― проходят в цифровом формате. В этом случае сегменту e-commerce повезло, ведь именно его функционал ― функционал будущего. Чтобы сохранять лояльность клиентов, необходимо держать в фокусе внимания все логистические новинки.

Мы установили систему профессиональную WMS на каждом складе компании. Благодаря ей удалось упростить и ускорить инвентаризацию, увеличить качество и скорость работы персонала при снижении ошибок вследствие человеческого фактора, а также решить ряд других важнейших логистических задач.

Быстрая доставка

Минимизация временных затрат ― приоритетная задача для логистики маркетплейсов на 2021-й год. Согласно исследованиям сервиса курьерской доставки Dostavista, 48% клиентов отказываются от покупки, если её нельзя получить в этот же день. Современный покупатель настроен на максимальный комфорт и даже готов переплатить до 10% от стоимости покупки за быструю доставку.

Поэтому в прошлом году мы начали сотрудничество с агрегатором такси. В городах-миллионниках мы доставляем товар потребителям всего за 30 минут. Для рынка потребительских товаров это настоящий прорыв.

А вот количество обращений к пешим курьерам может сократиться. Компании не очень довольны сервисом, так как за большую цену получают довольно сомнительное качество услуги. Через мобильные приложения может работать практически любой желающий и спрогнозировать, как и через какое время будет доставлен твой товар, практически невозможно.

Что касается других способов сокращения времени доставки, то отличным решением станет строительство распределительных центров. Сейчас «Фотосклад.ру» строит два объекта. Распределительный центр в Москве будет готов к лету, а в Казани ― ближе к концу года.

Открытие пунктов выдачи заказов

Пандемия скорректировала потребительское поведение в сторону минимизации прямых контактов. Например, большую популярность получила бесконтактная доставка: курьер оставляет посылку под дверью.

Российские покупатели предпочитают сходить в пункт выдачи заказов (ПВЗ) или использовать постаматы. Соответственно, их количество с каждым месяцем будет только увеличиваться.

Фото: life.ru

Широкая география заказов

Если в крупных городах покупки в онлайн-магазинах стали привычным элементом повседневности, то в небольших городах и посёлках к ним относились с осторожностью. Однако после того, как пандемия ударила по офлайн-торговле, интерес к маркетплейсам резко возрос.

В Москве и Санкт-Петербурге покупательская способность осталась на прежнем уровне. В других миллионниках даже немного снизилась. Что касается маленьких городов, то там напротив отмечается рост интереса к онлайн-покупкам. Открываются новые ПВЗ, расширяется география заказов. Мы учитываем это в формировании логистической стратегии.

Трекинг заказов

Логистика в маркетплейсах становится совершенно прозрачной для покупателя. Современный клиент хочет иметь возможность узнать, где в данный момент находится его товар, а при желании связаться с курьером и внести изменения в переданную информацию. Смс-оповещения, взаимодействие с геолокацией ― чтобы поддерживать все коммуникации на должном уровне, компаниям потребовалось увеличить штат программистов.

Роботизация отрасли ― будет ли?

Периодически можно прочитать о новом тренде, представленном в Китае и США. Компания JD.com, торгующая электроникой, запустила первую автоматизированную курьерскую станцию в городе Чанша. Заказы доставляют роботы с кейсами для хранения товара и встроенными датчиками. Машины показали очень хорошие результаты: в день роботы разносят 2 000 заказов в пределах 5-ти км. Также хорошо зарекомендовала себя доставка дронами, запущенная Amazon.

В России беспилотная доставка пока находится в тестовом режиме. «Яндекс.Маркет» запустил робота-курьера в Москве и Иннополисе. «Яндекс.Ровер» вмещает в себя до 20-ти кг, ориентируется с помощью камер и датчиков, и самостоятельно планирует маршрут. Тестируется его способность работать в разных погодных условиях и преодолевать неровности дороги. В будущем разработчики планируют установить новые конструкции шасси, которые позволят роботу перемещаться по местности с препятствиями.

Однако, надеяться на распространение подобной технологии не стоит. Это очень сложный момент, завязанный на законодательстве. Перемещение дронов с неизвестным грузом может быть попросту опасным, поэтому вряд ли силовые структуры разрешат автоматизированную доставку в ближайшее время. К тому же города пока не приспособлены к повсеместному внедрению роботов-курьеров или дронов. Для их элементарного передвижения необходима специальная дорожная инфраструктура, отлаженная система отслеживания и многое другое.


Алексей Банников