На дорогах Челябинской области с 15 апреля в тестовом режиме начнет работать автоматическая информационная система весогабаритного мониторинга. На первый взгляд прогрессивное, это нововведение может обернуться чудовищными последствиями, в том числе и проблемами с вывозом мусора.
Для начала установим один факт: система вывоза мусора в Челябинске сегодня отлажена. Жители не ощутили проблем ни в пик пандемии, когда мусора стало на треть больше, ни в новогодние праздники, когда все сидят дома, много готовят и едят, и каждая семья выбрасывает пакет за пакетом. Новая система автоконтроля практически подкладывает бомбу под отлаженный порядок.
Система предназначена для контроля за перевозчиками и сохранения дорог в нормативном состоянии. Специальные рамки считывают параметры проезжающих через них большегрузов. И если нагрузки на оси шасси больше, чем заложено в систему, а специального разрешения у проезжающей машины нет, владельцу автоматически приходит штраф. Логика проста: собранные штрафы позволят пополнять фонды, которые идут на ремонт разбитых дорог.
Вот только законодательство, которое регулирует систему весогабаритного контроля, почему-то не делает различий между коммунальной техникой и коммерческими фурами. Вполне логично, что у транспортных компаний, которые перевозят коммерческие грузы, есть возможность заранее оценить вес, приходящийся на каждую ось. Они знают, сколько будет товара, какой он массы, и могут распределять условные ящики по кузову так, чтобы пройти по нормативам.
И совсем другое дело — мусоровозы. В случае с коммунальной техникой точно знать сколько и какого мусора будет вывозиться в каждый конкретный момент нельзя — невозможно спрогнозировать, что выбросили люди на этот раз, в каком порядке и как распределятся отходы по кузову. Но даже не это главная беда.
Как ранее рассказывал «Пчеле» заместитель директора компании «Эковывоз» Иван Полуянов, большую часть парка составляют маневренные двухосные мусоровозы с задней загрузкой и хорошим коэффициентом прессования. Это отличные современные машины, новые и сертифицированные. Они прошли все проверки и отвечают всем необходимым требованиям. В Челябинске (и Копейске) нужны именно такие мусоровозы — только они, а не громоздкие мусоровозы-фуры могут ловко маневрировать во дворах и подбираться к контейнерным площадкам.
И вот у этих самых машин конструкция такова, что даже без загрузки, у пустой машины на заднюю ось приходится чуть больше 10 тонн при разрешённых в случае весового контроля не более девяти тонн. При загрузке вес распределяется иначе, но, очевидно, все равно не в сторону уменьшения. И каждый раз, когда мусоровоз будет ехать на полигон через рамки, будет начисляться штраф — от 100 до 400 тысяч рублей за один проезд. Еще раз подчеркнем — за каждый проезд.
Каждый день мусоровозы вывозят из Челябинска на полигон Полетаево около 1,5 тысячи тонн отходов. Через рамки ежедневно будут проходить около 40−45 «перегруженных» машин. То есть речь идет о немыслимой и абсурдной сумме — до 15 миллионов рублей штрафов в день.
Разумеется, такие расходы не были предусмотрены, и возможность работы мусорного перевозчика окажется заблокирована за считанные дни. Компания обанкротится и уйдет с рынка. Последствия могут быть такими, что Челябинск снова прогремит на всю Россию как город, где вновь случился мусорный кризис — с вонью и крысами.
Нововведения с рамками понемногу внедряют и в других регионах, и тревогу бьют не только в Челябинске. Проблему поднимала «Российская газета». Издание рассказало, что в его распоряжении есть открытое письмо от регоператоров со всей страны, адресованное в Минтранс, Минприроды, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации. Операторы из шести регионов, обслуживающие территорию, на которой проживает около восьми с половиной миллионов человек, не хотят ни помощи, ни поддержки. Они хотят, чтобы мусоровозы были включены в список спецтранспорта, как пожарные и другие машины. При том, что традиционно так и было — машины коммунальных служб назывались спецтранспортом.
Но в Минтрансе на запрос издания ответили, что считают «нецелесообразным освобождение транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных отходов, от уплаты штрафов за превышение допустимых весовых параметров, а также увеличение допустимых нагрузок на оси для таких транспортных средств».
В региональном Минтрансе «Пчеле» также ответили, что «особых условий для перевозки твердых бытовых отходов законодательством не предусмотрено».
В качестве выхода в профильных ведомствах указывают на то, что можно заменить мусоровозы на еще меньшие. Кажется, чиновники слегка лукавят, делая вид, что не понимают, к чему это приведет: парк техники возрастет кратно, потребуется нанимать больше грузчиков, фатально вырастут транспортные расходы. Если власти не захотят повторения проблем с вывозом мусора, то выход будет — поднять, причем значительно, тариф для населения.
То есть вариантов исхода три: заваленные отходами площадки, кратный рост тарифа… или спецразрешение для мусоровозов на проход рамок. Как будут развиваться события, пока можно только гадать.