Дорожные камеры смогут распознавать "учителей" в левых рядах. В текущей редакции ПДД уже есть норма для штрафа за несоблюдение безопасной дистанции.
Новую функцию по фиксации нарушений ПДД получат дорожные камеры в ближайшее время. Как выяснил Autonews.ru, речь идет о несоблюдении дистанции и опасном вождении. Разработчиком новых камер выступает компания «Астралаб». На прошлой неделе стало известно, что камеры начнут штрафовать за езду с выключенными фарами.
В качестве примера, который попадает под фиксацию, разработчики назвали ситуацию, когда водители пытаются согнать соседей по потоку из левого ряда. Эксперты считают такое поведение весьма опасным, особенно если в обгоняемом автомобиле находится новичок, который может испугаться и принять неверное решение — резко затормозить или быстро уступить полосу, не убедившись в безопасности маневра.
«Комплексы научатся фиксировать очень опасное поведение на дорогах. Бывают «учителя», которые на высокой скорости летят в левом ряду и считают, что машины впереди недостаточно быстро едут. Тогда они подъезжают вплотную и начинают эти машины выдавливать. Неопытные водители могут растеряться и устроить страшное ДТП», — уточнил генеральный директор «Астралаба» Сергей Ласкин.
Фиксировать опасное вождение будет помогать нейросеть, добавили в «Астралабе». На такие дополнительные функции дорожных камер, как уверяют авторы технологии, они уже получили запросы от заказчиков из разных регионов. Пока программное обеспечение находится в стадии разработки — сначала производители запустят в работу фиксацию негорящих габаритных огней и фар ближнего света.
Как нейросеть будет распознавать опасное вождение
Алгоритм работы нейросети таков: автомобиль следует на достаточно высокой скорости по сравнению с общим потоком. Система также видит, что на пути по ходу движения поток едет свободно и не возникает никакого затора. И вдруг автомобиль на скорости 100 км/ч вплотную приближается к следующей впереди машине. То есть получается, что дистанция между двумя автомобилями сокращается до минимальной и все это происходит на высокой скорости. Этого маркера, по мнению разработчиков, будет достаточно, чтобы нейросеть определила такое поведение как опасное. При этом в ПДД уже есть действующий пункт, на основании которого можно наказывать нарушителей — это несоблюдение безопасной дистанции.
Согласно разъяснениями ГИБДД, водитель обязан выдерживать такую дистанцию перед движущемуся впереди автомобилем, чтобы она позволяла без происшествий избежать столкновения, включая необходимый боковой интервал, который делает движение более безопасным. Скорость автомобиля должна позволить водителю в случае экстренного торможения впереди едущего транспортного средства среагировать без последствий.
Наказание за нарушение дистанции — штраф в размере 1500 рублей.
Чтобы собрать доказательную базу для оформления штрафа, камеры будут делать несколько снимков подряд и записывать видеоролик. Эти материалы в дальнейшем и будут оценивать должностные лица для оформлений штрафа, а при оспаривании постановления — судья.
«Мы используем метод безрадарной фиксации, положение автомобилей на дорожном полотне с точностью до сантиметра определяет нейросеть. С помощью этой информации мы можем достоверно определить, что расстояние между этими двумя автомобилями явно меньше, чем положенная дистанция. Если водитель будет не согласен со штрафом, все материалы может изучить суд и, к примеру, на основании видеоролика принять решение о том, насколько опасен был такой маневр и решить, нарушил водитель ПДД или нет», — объяснил Ласкин.
Какие доказательства опасного вождения может собрать камера
Нейросеть будет собирать коллажи из фотографий с камер: на первом изображении будет видно, что автомобиль приблизился к впереди идущей машине и будет показан интервал. На последующих изображениях будет показано сокращение интервала между машинами и указана скорость обоих автомобилей. Также камера запишет подробный ролик, по которому можно подробно изучить весь маневр.
«Чтобы доказать вину автохама, мы покажем, что он ехал слишком быстро и слишком близко. Ведь водитель должен выбрать безопасную дистанцию перед впереди идущем автомобилем. Да, это понятие о безопасной дистанции варьируется в зависимости от разных параметров, включая скорость движения. Нет конкретных цифр. Но самое главное, что водитель всегда должен иметь возможность снизить скорость, чтобы не врезаться во впереди идущий автомобиль, если тот затормозит. Соблюдение этого условия нейросеть будет вычислять математически», — рассказал разработчик.
При этом разработчики признались, что еще один пример опасного вождения — игры в «шашечки» — пока с помощью камер фиксировать слишком накладно. «Фиксация резких перестроений предполагает, что участок контроля должен быть протяженным. И это очень трудно. Для этого нужно устанавливать целую плеяду камер, которые фиксировали бы одну зону за другой — это слишком дорого», — объяснил Ласкин.
Перспективы нового вида контроля
Вполне решаемой задачей назвал автоматическую съемку «учителей» в левых крайних рядах эксперт в области фотовидеофиксации и разработчик ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман. Он обратил внимание, что подобное нарушение — весьма субъективное событие. Поэтому при вынесении постановления материалы с камер внимательно должен оценить оператор.
«Задача вполне реальная, уже существуют автоматические комплексы, которые выделяют в толпе человека с подозрительным поведением, — объяснил Шухман в беседе с Autonews.ru. — В случае с автомобилем все даже проще. Выделить машину в потоке легче, чем человека в толпе».
В числе минусов такого вида фиксации Шухман назвал ограниченность зоны контроля камеры.
«Приемлемо четкую картинку камера будет получать в диапазоне условно 50-150 метров. Далее, условно последующие 200 метров, такая функция будет работать только при отсутствии других автомобилей перед проблемной парой транспортных средств. Можно конечно использовать широкоугольные комплексы с хорошим разрешением, но тогда может возникнуть проблема увеличением необходимой емкости накопителей информации», — считает Шухман.
Есть ли основания для штрафа для «учителей»
Юрист и автоэксперт Катерина Соловьева сомневается, что несоблюдение дистанции получится фиксировать в автоматическом режиме. Дело в том, что в ПДД не содержится конкретного требований о том, какая дистанция считается безопасной. Более того, одно только «поджимание» и «выдавливание» с полосы, по ее словам, нельзя считать нарушением до тех пор, пока это не приведет к ДТП.
«В КоАП есть группа нарушений, за которые будут штрафовать только при их фактическом совершении, — сказала Соловьева в беседе с Autonews.ru.- Проехали на красный — вот оконченное правонарушение. Врезались в автомобиль, который следовал впереди, — тут и сработает норма КоАП о несоблюдении дистанции. Пункт о соблюдении безопасной дистанции призывает водителя быть внимательнее, но его нарушение не влечет автоматически совершения ДТП. Да и как мне точно понять, какая у меня дистанция — например, 2 метра или 2,5 — это нереально».
Также Соловьева усомнилась в возможности фиксировать сам факт такого примера нарушения, как несоблюдение дистанции из-за протяженности расстояний, на которых водитель может агрессивно себя вести по отношению к другим участникам движения. При этом она обратила внимание, что существует такое отдельное понятие, как опасное вождение.
«В ПДД есть целый ряд маневров, который подходит под понятие опасного вождения. Пока ответственность за них не появилась в КоАП, но даже при таком условии из будет безумно сложно фиксировать с помощью камер с точки зрения алгоритмов именно из-за необходимости создавать длинные зоны контроля», — отметила Соловьева.