Вваливать на серийном седельном тягаче по гоночному кольцу, да еще в ливень, поднимая фонтаны воды, — такой кайф! Это испытания шин? Ничего подобного, «покатушки», которые устроил DAF в подмосковном Мячково в честь своего десятилетия в России.
Вообще-то офис ДАФа существовал в Москве еще в девяностых — его возглавлял голландец Рийн де Йонг, а продавцами были Олег Могилевский и Таня Минкина. Сколько чая-кофе выпито вместе! Но потом голландцы закрыли представительство, и его функции долгое время выполнял дилер VH-DAF. Во время моих тогдашних визитов в Голландию дафовцы пожимали плечами: мол, нас интересуют более стабильные рынки, нежели Россия.
Но в 2011-м представительство было открыто заново, и — о чудо! — рынок оказался вполне стабильным и даже перспективным. Правда, в лидеры DAF у нас не рвется, однако занимает традиционное пятое место среди «большой семерки» европейских производителей. В 2019 году компания продала в России около 2600 грузовиков, в прошлом — около 1700, и перевозчики любят эту марку.
За прошедшее десятилетие к нам было поставлено 25 тысяч новых ДАФов, а общий парк машин этой марки в стране в два раза больше. Сеть продаж и обслуживания — 30 дилерских центров по всей стране плюс 21 магазин запчастей TRP, причем DAF инвестировал в российские сервисные станции 60 млн евро, десятую часть от общих затрат на дилерскую сеть в Европе. А в придачу к тягачам у нас теперь продаются и развозные грузовики легкой серии LF, и строительные машины CF (например, бетономешалки), и даже мусоровозы.
Тем временем в Европе начались продажи тягачей DAF следующей серии. У них совершенно новые кабины — и это не рестайлинг! Вариантов кабин три: XF c высотой до потолка около 2 м, XG со спальным отсеком, удлиненным на 33 см, и флагманский XG+ (удлинение на 33 см, высота до потолка — 2 м 20 см). Да еще «нос» всех кабин увеличен на 16 см для аэродинамики и безопасности — это позволяют правила Евросоюза 2019/1892, которые отныне разрешают удлинять кабину и устанавливать аэродинамические закрылки на полуприцеп, но так, чтобы автопоезд вписывался в разрешенный радиус поворота.
В итоге новые тягачи можно легально эксплуатировать в Евросоюзе со стандартными полуприцепами, причем длина сцепки «тягач + полуприцеп» для XG+ равна 16,91 м (раньше было разрешено 16,5 м). Уже неплохо — хотя до разрешенных в России 20 метров европейцам далеко!
Такие тягачи DAF презентовал первым среди производителей «большой семерки», причем заявлено, что расход топлива снизился благодаря аэродинамике на 6,3%, а всего на 10% — несмотря на то, что агрегатная часть в целом осталась прежней.
Да и в кабинах остался небольшой моторный тоннель — зато тут есть фантастическая изгибающаяся кровать, любимый дафоводами выдвижной столик (я боялся, что его не оставят!), по заказу планшеты вместо зеркал и даже окошко в правой двери, чтобы лучше контролировать слепую зону.
Плюс масса ассистентов и прочей электроники, а сервисные интервалы будут достигать фантастических 200 тысяч километров.
Наконец, новая платформа позволит строить тягачи с чисто электрическим или же водородным приводом: уже существует прототип с водородной установкой и баллонами на шасси.
Серийное производство новой серии начнется в октябре, и на момент публикации статьи DAF уже получил тысячу заказов. Такие машины придут и к нам, но когда — пока неизвестно.
Фото: компания DAF / Федор Лапшин